Дефицит кадров в России: неочевидные причины


Обычно в начале каждого года я пишу большую аналитическую статью о ситуации и наметившихся тенденциях на рынке труда по итогам года ушедшего. Хотела так поступить и в этот раз. И даже уже начала делать обзор, но тормознулась, поскольку всё так или иначе крутится вокруг одной темы – кадрового голода. Поэтому я решила, что именно ей и посвящу итоговую статью.


Острая нехватка сотрудников в 2023 году перестала быть локальной проблемой отдельных компаний и приобрела масштаб национальной беды. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина назвала дефицит кадров «основным сдерживающим фактором отечественной экономики».

  • Центробанк опросил порядка 13 тысяч предприятий и выяснил, что нехватка рабочих рук беспокоит их руководителей больше, чем на недостаток спроса или кредитования.
  • Дефицит кадров в России в 2023 году составил почти 5 млн человек, говорится в исследовании Института экономики РАН.
  • О кадровом голоде сегодня заявляют больше 90% компаний.
  • Острее всего дефицит сотрудников ощущается в машиностроении и химической промышленности, передают «Ведомости». На одного соискателя-рабочего в производственной сфере приходится 10 вакансий, сообщила зам. Председателя Правительства Татьяна Голикова. Нехватку кадров назвали критичной и для сельского хозяйства.


Главной причиной сложившегося дисбаланса аналитики называют демографическую яму, в которую погрузилась наша страна. А тут ещё СВО и отток специалистов за границу из-за угрозы мобилизации...

Но я с ними не согласна.


Вот как выглядит статистика численности населения России за период с 1987 по 2023 год


Как мы видим, людей в стране сильно меньше не стало. В 2023 году в России было 82,8 млн человек трудоспособного возраста.


Да, отчасти на ситуацию с обеспеченностью персоналом повлияли мобилизация и отток квалифицированных кадров из России. По примерным оценкам, в СВО участвует 650 тысяч трудоспособного населения. Примерно столько же покинуло Россию с февраля 2022 года. И то, 26% релокантов в ушедшем году вернулось в Россию, пишет «Газета.ру» со ссылкой на данные hh.ru. Но даже если не брать их в расчёт, 1 млн 300 тысяч временно выбывших составляют 26% от общего дефицита сотрудников (5 млн человек).


А откуда взялись ещё 74%?


Смею предположить, что люди есть, но работать на тех условиях, которые были приняты на рынке труда последние лет 30, они хотят всё меньше. Об этом тренде я уже как-то писала.


Тотальное разочарование работоспособного населения страны в найме как таковом и нарастающее отторжение от него – вот что происходит, если коротко.

А если подробно, то:

1. Всё меньше становится желающих работать за зарплату ниже прожиточного минимума. Если под ним подразумевать не официально декларируемый, а реальный уровень жизни, позволяющий нормально питаться, лечиться, одеваться и отдыхать. А он в стране находится примерно на уровне 50 тыс. рублей.

При этом почти половина россиян – 49% - получают зарплату меньше этой цифры. Это показали результаты недавнего исследования сервиса «Авито Работа». Согласно им, всего у 25% опрошенных сотрудников российских компаний заработок составляет от 50 до 100 тыс. руб. в месяц. Многие из тех, чей доход меньше 50 тысяч, считают, что вполне могут зарабатывать больше. 27% респондентов ответили, что оценивают свой труд в 50-80 тыс. руб.


2. Никто не хочет работать в организациях с криво выстроенными процессами, слабо очерченными зонами ответственности, невнятными задачами и ненормированным рабочим днём на фоне постоянного тушения пожаров. А если добавить сюда серые зарплаты, отсутствие адекватной обратной связи и должного признания, на которое руководство российских компаний частенько бывает скупо, чтобы сотрудник, не дай Бог, не зазнался, становится совсем грустно. И таких работодателей у нас по-прежнему немало, особенно в регионах.


Исследование рекрутинговой компании Get experts показало, что для работников наиболее важными материальными методами мотивации являются:

1) белая зарплата (для 67% респондентов)

2) её ежегодная индексация (для 65%)

3) наличие бонусной схемы, зависящей от показателей работы (для 49%)

4) социальный пакет (для 48%)

5) своевременная выплата зарплаты (для 40%).


Пункты 1 и 5 - это, конечно, дикость для 21 века, но уж как есть.


Полностью удовлетворены имеющимися в их компаниях программами мотивации 15% работающих, в целом удовлетворены - 52%, не удовлетворены - 33%. Основные причины неудовлетворенности:

  • отсутствие ежегодной индексации зарплаты (44%)
  • отсутствие бонусной схемы или непрозрачная бонусная схема (37%)
  • отсутствие привязки размера оплаты труда к результатам работы специалиста или подразделения (36%)
  • отсутствие, либо нерелевантность социального пакета (29%).


А чем же на эти нужды и чаяния отвечают работодатели? 70% из них, по данным данным того же источника, увеличили зарплаты сотрудников. Но в 42% случаев рост составил всего 5-10%, что даже не покрывает реальный уровень инфляции в стране. 26% компаний увеличили размер компенсации работников на 11-20% и 5% - более, чем на 20%. 6% компаний вообще сократили выплаты сотрудникам.


3. Людям всё труднее подчиняться руководителям, исповедующим принцип «я – начальник, ты – дурак».

Мы как нация взрослеем, и нам всё меньше подходят силовые методы управления.


Как показал опрос, проведённый осенью 2023 года группой «Ренессанс Страхование» и исследовательским центром «Зарплаты.ру», 54% жителей страны мечтают об увольнении своего руководителя. 39% опрошенных назвали начальника отдела самым токсичным сотрудником организации. Каждый пятый респондент хочет, чтобы уволился генеральный директор компании.

Из-за агрессивного поведения начальства более половины (51%) работающих в нашей стране сталкиваются с выгоранием.


Кстати, о нём.


4. Люди устали и вымотаны. Все последние исследования показывают, что в стране от 15 до 26% работающих выгорели. Это очень высокий показатель. Причиной тому – факторы глобального масштаба, как, например, сменяющие друг друга кризисы последних лет, несущие стрессы и неопределённость, плюс - обстановка на рабочем месте и личные моменты.

К внешним причинам, связанным с ситуацией на работе, относятся:

  • Напряженный график работы, нагрузки сверх нормы, которые возникают в том числе и из-за нехватки сотрудников
  • Отсутствие удовлетворяющей оплаты труда
  • Постоянные дедлайны, отвлекающие моменты: невозможно погрузиться в работу, все время что-то вырывает из процесса
  • Рабочие конфликты, нездоровая атмосфера, давление или изоляция в коллективе
  • Непрозрачность процессов: сотрудник не понимает, что и как ему делать с рабочей задачей, куда идти, к кому обращаться
  • Непонимание, какой результат нужен: когда руководитель ставит абстрактные задачи без четких и понятных критериев оценки
  • Много непонятной рутины: когда у человека в задачах много бессмысленных действий, которые он выполняет не для результата, а просто потому, что так надо
  • Несоответствие задач особенностям характера сотрудника: например, работник может выгореть, если ему нравятся креативные задачи, а руководитель постоянно предлагает ему что-то процессное.


Внутренние причины самого сотрудника:

  • Низкий порог стрессоустойчивости
  • Проблемы с внутренней саморегуляцией, излишняя подверженность негативным эмоциям и переживаниям
  • Неправильно выбранная профессия и нелюбимая работа
  • Потеря смыслов в работе.


Даже в такой, казалось бы, благополучной сфере, как IT, где мечтает работать едва ли не каждый второй россиянин, отмечается очень высокий процент выгоревших сотрудников. Делюсь с вами результатами исследования, проведённого порталом Хабр карьера совместно с HR-платформой Beehive среди 2000 IT-специалистов.


В использованной ими методике выделяют 5 уровней выраженности выгорания:

1) Крайне низкий уровень

Специалист не испытывает значительного выгорания. Он чувствует удовлетворение от работы, нет чрезмерной усталости или равнодушия к клиентам/коллегам.

2) Низкий уровень

Специалист может чувствовать усталость и некоторую дистанцию к своей работе, но это еще не прямое проявление выгорания.

3) Средний уровень выгорания

Специалист может испытывать усталость, демонстрировать циничное отношение, его чувство удовлетворения от достижения результатов может снизиться.

4) Высокий уровень выгорания

Специалист испытывает серьезные симптомы выгорания: эмоциональная усталость и равнодушие к работе могут сильно увеличиться.

5) Крайне высокий уровень

Специалист испытывает глубокую эмоциональную усталость, крайне циничное отношение и практически полную потерю чувства личной реализации в работе.


Выводы по результатам исследования

  • В целом с признаками выгорания столкнулись 96% IT-специалистов. Поздняя стадия выгорания — у 44% опрошенных.
  • Только 23% специалистов считают, что выгорание их не коснулось. Среди них 85% все-таки уже с ним встретились, но еще не поняли этого (при этом 77% находятся на средней стадии, а 8% — на высокой).
  • Среди тех, кто думает, что они на ранней стадии выгорания, 42% уже перешли в позднюю: 41% — на высокой, а 1% — на сверхвысокой стадии.
  • Из тех опрошенных, которые думают, что они на поздней стадии выгорания, 26% на самом деле до нее не дошли.

Обычно в начале каждого года я пишу большую аналитическую статью о ситуации и наметившихся тенденциях на рынке труда по итогам года ушедшего. Хотела так поступить и в этот раз.-3


Поздняя стадия выгорания чаще всего встречается:

  • у людей от 30 до 40 лет
  • у работающих в компаниях, где меньше 10 человек
  • среди лидов (52%)
  • в специализациях: менеджмент, продажи и поддержка.


И ещё. Как показал недавний опрос, проведённый газетой «КП» среди своих читателей, 5% респондентов планируют в 2024 году уволиться с работы и просто отдыхать, а 2% специалистов уйдут в творческий отпуск. Это тоже о чём-то говорит.


5. Мало кто хочет выполнять тупую работу годами без роста и развития. Много последних лет всё сводилось лишь к подбору персонала, вкладываться в него работодатели не особо стремились. Не справляешься? – заменим. И вот только-только сейчас все вдруг озадачились развитием и удержанием сотрудников. Но те уже демотивированы прежним отношением и не торопятся верить посулам.


6. Люди разочарованы и столкнулись с кризисом смыслов. Им рассказывают про миссию и ценности компании, чтобы стимулировать лучше работать, но когда в бизнесе случается очередной кризис, всё это мигом забывается, и на совещаниях все речи переключаются исключительно на деньги. Получается, главная миссия бизнеса – это всё-таки выручка и прибыль, а не то, что декларировалось ранее?


Работодатели в публичном пространстве провозглашают своей главной ценностью сотрудников, но именно их первыми наказывают рублём и сокращениями, когда что-то пошло не так. Не арендодателей, не поставщиков, не налоговиков и прочие госорганы кидают на деньги, а работников. Это у нас как «здрасьте».


И вообще, все последние годы, начиная с пандемии, стали очень показательными для сотрудников. Как бы ни хотелось руководству компаний вернуть назад флер наёмного труда, но развидеть сугубо утилитарное отношение к себе люди уже не смогут. И Бог бы с ним, с отношением – можно ведь работать и без идеи, если платят достойно. Но то-то и оно, что все эти игры в вовлечённость и удовлетворённость персонала нужны чаще всего, чтобы прикрыть дыру в оплате его труда. А тут, получается, ни того, ни другого… Поэтому и упёрлись мы в это идеологическое банкротство, когда низы больше не хотят верить в эфемерные морковки, а верхи пока не могут перестроить своё сознание и отношение к людям.


Но придётся. Мы переживаем важный исторический момент, когда работодатели вынуждены будут начать по-другому относиться к своим работникам, иначе их бизнесы просто не выживут. Процесс этот не быстрый, сознание меняется со скрипом, проходя все известные стадии смирения с неизбежным: гнев, отрицание, торг, депрессия и принятие. Сейчас, как мне видится, большинство работодателей балансируют между отрицанием и торгом. Кто-то пока не верит, что золотые времена, когда очередь стояла за забором, не вернутся. Кто-то уже начал повышать зарплаты и расширять соцпакеты, чтобы привлечь людей на работу. К примеру, в московских супермаркетах чего только не обещают будущим сотрудникам – и оклады выше рынка, и розыгрыши квартир с путёвками на Гавайи, только придите! Даже покупателям сулят денежные выплаты, если те приведут к ним кого-то на работу. Чудеса! То ли ещё будет!


А оно будет. Потому что в наше время возможностей у людей появились альтернативы привычному наёмному труду.

Можно сделать профессией своё хобби и зарабатывать на любимом деле.

Можно за деньги делиться своей экспертизой – консультировать, преподавать, коучить.

Можно в качестве самозанятого оказывать услуги не одной компании, а нескольким.

Можно совмещать найм с работой на себя. Такой вариант разворачивает сознание человека на 180 градусов, потому что теперь уже нет панического страха потерять работу, который вынуждал многих соглашаться на любые условия.


Короче, разброд и шатания в умах и настроениях. В целом, рынок труда сейчас разделился на 3 категории:

1) Те, кто хотят пересидеть эти смутные времена, поэтому держатся за своё рабочее место.

2) Те, кто, вроде бы, намерены найти что-то получше и даже активничают в этом плане, но заставить себя принять какое-то из предложений не могут. Включается самосаботаж, который блокирует все попытки договориться или уже выйти на новое место. И он, этот внутренний саботаж, не всегда осознаётся умом.

3) Реально ищут работу и трудоустраиваются. Но их не так много, и погоду они не делают.

А две первые категории, как мы понимаем, проблему кадрового голода решить не помогают.


Если же смотреть глобально, то всё идёт к тому, что умирает ценность карьеры как таковой. Наши современники вдруг начали понимать, что эта единственная известная им до последнего времени формула успеха – ложная. Она уводит тебя от тебя, лишает радости наблюдать жизнь и наслаждаться ею, разрушает здоровье и семьи. А если ещё иметь ввиду, что и работодатель, которому ты отдаёшься на 150%, может в любой момент пустить тебя в расход, становится совсем непонятно, к чему такие жертвы. Лакмусовой бумажкой и точкой запуска периода полураспада в этом плане стала пандемия. Именно тогда мы вдруг осознали, что никакие деньги и связи не помогут, если ресурсы твоего организма истощены; на опыте убедились, что можно прекрасно работать из дома и не тратить кучу денег на дорогу, деловую одежду и прочие штуки ради поддержания статуса; да и вообще, можно легко обходиться малым.


И теперь, взвешивая на мысленных весах «что я отдаю работодателю» и «что получу взамен», люди всё чаще выбирают решение за рамками этого контура. Потому что не эквивалентно.


К концу 2023 года число самозанятых в России выросло на 41% по сравнению с декабрем 2022 года и составило 9,279 млн человек (по данным Федеральной налоговой службы).

В ходе опроса, проведённого Coleman Group, выяснилось, что 18% респондентов уже являются самозанятыми и ещё 38,8%мужчин и 34,1% женщин готовы ими стать. Совсем не рассматривают этот вариант занятости лишь 14,6% женщин и 18,4% мужчин.

Кроме того, на 22% в 2023 году увеличилось и число индивидуальных предпринимателей.


Да, не все из них оформляют самозанятость и предпринимательство добровольно – какой-то процент к этому вынуждают работодатели. Но последние не понимают, что сами подкладывают под себя мину замедленного действия. А ну как понравится их сотрудникам этот фриланс, спадут с них чары работы по найму, распробуют они вкус свободы, что наниматели будут тогда делать?


Варианта у них два:

1. Развивать эту практику, выводить людей за штат и оформлять их как подрядчиков, а не наёмных лиц. А к внешнему исполнителю ты уже не будешь относиться, как к крепостному.


2. Делать найм в разы более привлекательным, чем самозанятость (в широком смысле этого слова). А тут у нас и зарплаты, и условия работы, и климат в коллективе, и отношение к людям. Глядишь, тогда и сократится наше отечественное «ноу-хау» - дикий для всего мира разрыв в доходах руководства компаний и рядовых специалистов.


А ещё - поднимать престиж рабочих профессий, которые много лет у нас были в загоне. Острее всего нынешний дефицит сотрудников ощущается именно в среде "синих воротничков".


Да, может, я немного утрирую и сгущаю краски, но лишь чтобы чётче обозначить тенденцию. Когда в 2010 году я уходила из найма, т.к. сил терпеть подобное отношение к сотрудникам больше не было - а я работала, на минуточку, руководителем службы персонала и видела всё это изнутри - я даже представить себе не могла, что пройдёт всего каких-то 13 лет, и пиксели в картинке привычного наёмного труда начнут на глазах распадаться. Но вот оно происходит, и мы становимся свидетелями рождения новой реальности.


Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации www.ccgb.ru