В компании сокращения: соглашаться ли брать на себя обязанности уволенных коллег

Все уже понимают, что без потерь почти весь бизнес из карантина не выйдет. Работодатели будут оптимизировать всё, что могут, но в нашей российской традиции принято в первую очередь экономить на персонале. Поэтому во многих  компаниях работа трёх-четырёх уволенных ляжет на одного оставшегося. Так было в прошлый кризис 2014-2015 годов, так будет и сейчас, только масштабы бедствия возрастут.

Соглашаться ли сотрудникам на эту дополнительную нагрузку?


В большинстве случаев – да. По своему личному опыту и анализу биографий клиентов знаю, что чаще всего подобные ситуации – некий привет из будущего;) Из серии: вы проигрываете тактически, но выигрываете стратегически. Да, в моменте вас прижмёт,  потому что возрастёт интенсивность работы и придавит напряжение от необходимости всё успеть, но воспринимайте этот временный дискомфорт как некую инвестицию в себя.


Почему это инвестиция:

1. Тем самым вы увеличите свой карьерный капитал. Благодаря этому опыту, вы выйдете за рамки привычной роли и научитесь чему-то новому. Кто-то может возразить: но зачем мне эти компетенции из параллельной области, если я в своей – уже эксперт? Отвечаю: потому что будущее – не за узкими специалистами, а за мультифункционалами, которые могут работать на стыке нескольких профессиональных направлений. Именно они будут востребованы на рынке труда, и у них, соответственно, будут выше зарплаты.


2. В наше время опасно зависать в привычной профессиональной роли, потому что если ты стоишь на месте, значит, тебя обгоняют коллеги. И конкуренцию ты проигрываешь. Развитие в новом направлении помогает прокачать и твёрдые навыки (hard skills), и гибкие (soft skills). Важность последних возрастает с каждым днём. А новый опыт – это всегда вызов нам не только как профессионалам, но и как личностям. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?


3. Видела немало примеров, когда попадание в «параллельную реальность» показывало человеку, где находится его ключевой интерес, если сейчас он не на своём месте. Иногда он сам ещё не понял, что профессия выбрана неверно (но это лишь дело времени), а Мироздание уже заметило ошибку и решило скорректировать его профессиональный путь. И было бы глупо сопротивляться.


Пример: моя клиентка много лет работала в бухгалтерии. У неё всё получалось, правда особого восторга работа не приносила, но она к ней привыкла. А потом её почти заставили участвовать в проекте, где нужно было курировать экономические вопросы и вести по ним переговоры с заказчиком услуг. Фактически она оказалась в продажах, т.к. каждую строчку сметы должна быть продать другой стороне. И такой её одолел азарт, что она поняла: живое общение, продажи, переговоры – это её. Руководство тоже увидело, что она отлично справляется. К обоюдной радости через 3 месяца её перевели в отдел продаж, а ещё через полгода она стала в нём «звездой», т.к. за счёт своего финансово-экономического бэкграунда была на голову выше коллег. Ко мне она обратилась, уже будучи руководителем отдела продаж, с запросом, как дорасти до коммерческого директора.


4. Не устаю повторять, что будущее для большинства из нас – за самозанятостью (под ней я понимаю и свой бизнес, и частную практику, и фриланс), а предприниматель, как известно, - тот ещё многостаночник. Ему нужно уметь делать всё, за что сейчас, к примеру, отвечают руководители служб в той компании, где вы работаете. Поэтому шаг в сторону для вас – это возможность развития тех навыков, которые в будущем вам очень пригодятся. Это раз. А два – при работе на себя не обойтись без понимания основ организации бизнеса. Владелец любого проекта должен видеть картинку целиком, а не отдельные фрагменты, как узкопрофильный специалист. Иначе не было бы сейчас столько предложений по созданию и развитию личного бренда для психологов и консультантов. Консультировать они умеют, а вот вести бизнес – нет.


5. Если вы не мыслите себя вне найма и хотите делать карьеру в нём, то подняться на позицию выше без выхода за рамки привычных обязанностей почти невозможно («почти» оставляю для тех случаев, когда на должность ставят своего человека). Любой руководитель – тоже мультифункционал, он должен разбираться не только в возглавляемой им функции, но и в смежных. К примеру, начальник отдела маркетинга должен дружить с финансами, продажами, IT, логистикой и т.д. Учиться этому, когда вас уже назначат, будет поздно – надо будет давать результат. Поэтому расширяйте свой кругозор сейчас, пока есть время.


И ещё. Руководство компаний, когда открываются управленческие вакансии, как правило, в первую очередь присматривается к инициативным и стремящимся к развитию сотрудникам. А работающие по принципу «моя хата – с краю» так и остаются с краю. Если вообще остаются. И тут мы подходим к вопросу  


Лояльности. Если вы откажетесь от допнагрузки, вы тем самым дадите повод руководству задуматься: а не найти ли на это место кого-то более сговорчивого? И, поверьте, найдут. Сейчас желающих получить работу практически на любых условиях будет много. Поэтому подумайте, стоит ли рисковать. Не факт, что на другом месте на вас не повесят ещё больше. Но тут вас хотя бы знают, а там ещё придётся доказывать свою ценность. Двойная нагрузка.


Лояльностью можно пренебречь лишь в  том случае, если вам вменяют в обязанности то, что не ведёт вас к развитию, а наоборот, мешает выполнять ваши прямые обязанности (самый грубый пример  – заменить уборщицу), и вы уверены, что проблем найти новую работу у вас не будет. Тогда, конечно, можете отказаться, понимая все риски. Но здесь главное – не врать себе, что:

а) новые обязанности гораздо ниже вашего уровня квалификации;

б) вы - очень ценный сотрудник, если на самом деле это не так.


Успешного вам развития вширь, ввысь и вглубь, друзья!

Галина Бобкова