Думаю, все соискатели понимают, что их резюме может стать пригласительным билетом на собеседование, а может тут же пойти в мусорную корзину или на черновики рекрутеру.
От чего это зависит? Не только от вашего бэкграунда, но и от того, насколько хорошо резюме продаёт вас как кандидата.
А в любых продажах, как мы знаем, очень важно правильно выявить потребности потенциального покупателя и предложить ему именно тот товар, который ему нужен или понравится. При этом важно ещё учитывать психотип клиента - как именно данный человек принимает решения и какой стиль взаимодействия для него наиболее комфортен.
Каковы особенности рекрутера как нашего потенциального покупателя? Как он читает резюме и что для НЕГО важно в этом документе?
Рекрутер – это специалист по поиску и подбору персонала, основной задачей которого является максимально быстрое закрытие вакансий наиболее подходящими кандидатами. В зависимости от вакансии, в день он получает в среднем от 20 до 300 откликов по каждой позиции, а их (позиций) у него в работе может быть одновременно до 10 (иногда бывает и больше, но это уже за гранью разумного). Таким образом, несложно представить, сколько резюме ему нужно просмотреть, проанализировать и отсортировать по степени соответствия соискателя требованиям вакансии. А потом ещё написать/позвонить всем отобранным кандидатам, провести телефонные и очные интервью, выявить самых подходящих и организовать с ними следующие этапы собеседований.
Как становится понятно, ресурса времени на подробное чтение всех поступающих откликов у рекрутера, как правило, нет.
Поэтому специалисты по подбору персонала на этапе анализа и отбора резюме в течение 6-30 секунд просматривают и быстро "сканируют" их на предмет наличия ключевых слов. В первую очередь обращают внимание на: опыт работы по профилю - его продолжительность, в каких компаниях (важны отрасль и размер, предпочтение отдается экс-сотрудникам конкурентов), на каких должностях и что именно делали (особенно важны первые пункты функционала, именно за них «цепляется» глаз).
Секрет 1: помимо стандартных блоков в резюме - образование, опыт, контактная информация и дополнительные сведения, я рекомендую создать в нём отдельный раздел с вашими ключевыми компетенциями - на них обязательно остановят свой взор специалисты по подбору персонала (и мысленно скажут вам "спасибо" за то, что вы облегчили им задачу поиска ваших умений по всему тексту). Компетенции нужно прописать в виде маркированного списка для удобства восприятия читающего. Каждый пункт должен занимать не более двух строчек, лучше - одну. Это - если мы говорим про резюме в виде отдельного файла.
Работные сайты предлагают готовый список профессиональных навыков, из которых нужно выбрать те, которыми обладаете вы. Под эти навыки рекрутеры настраивают фильтр, и, если вы их никак не выделили, вы рискуете не попасть в список отобранных для анализа соискателей.
Далее при анализе резюме специалистов по подбору, как правило, интересуют: возраст, профильное образование, продолжительность работы на каждом из мест, перерывы в стаже, соответствие специфическим условиям на данной позиции (к примеру, наличие профессионального сертификата, водительских прав определённой категории, владение иностранным языком на требуемом уровне и т.д.).
Если все вышеперечисленные сведения удовлетворяют требованиям вакансии, рекрутер подробнее останавливается на изучении последних 1-2 мест вашей работы: сроки, компании, масштабы, география, обязанности, результаты работы. Для него важно, чтобы этот опыт как можно больше совпадал с теми задачами, которые предполагается решать на вакантной позиции.
Секрет 2: вам, исходя из этого, во-первых, нужно внимательно читать описание вакансий, чтобы понимать, насколько вы соответствуете их требованиям (и не откликаться на те, где вы "мимо"), во-вторых, излагать ключевые моменты в тех формулировках, которые видите у работодателей.
Кто-то спросит недовольно: это что же получается - надо переделывать резюме под каждую компанию?!
Да, адаптировать резюме под запрос было бы нелишним. Но даже если вы внимательно изучите 10-20 вакансий и поработаете со своим документом, вы уже научитесь выделять главное и чётко формулировать фразы так, как нужно работодателям. Стиль описания требований и функционала на однотипных позициях в целом у многих компаний похож. Вот и говорите с ними на ИХ языке, а не на том, что привычен или нравится вам. Это - главный секрет продажи.
Секрет 3: в современном продающем резюме обязательно должны быть конкретные результаты вашей работы. В конкретных цифрах, названиях, фактах, реализованных проектах и т.п. Как говорится, не говорите, что вы делали, а расскажите, что вы сделали! Даже если вы трудились на рядовой позиции типа бухгалтера, всё равно какие-то достижения у вас должны быть. Надо их вспомнить, оцифровать и описать.
Что в резюме может сыграть против вас:
1. Несоответствия:
- запрашиваемой позиции названию вакансии (к примеру, бывают такие чудаки, которые на вакансию «заместитель ген. директора» присылают резюме с заголовком «юрист»). Если вас интересуют различные варианты профессиональной деятельности, сделайте несколько резюме, отдельно под каждый профиль вакансии;
- обязанностей, которые вы выполняли на предыдущем месте работы, названию занимаемой должности. Вызывает недоумение, а то и недоверие, указание в перечне функционала топ-менеджера задач линейного сотрудника – это возможно только в случае, если компания совсем маленькая, но тогда этот момент нужно отразить в резюме;
2. Обилие общих размытых формулировок. К примеру: решение всех вопросов, управление отделом, работа с персоналом и т.д. Старайтесь писать кратко и по существу;
3. Стилистические и орфографические ошибки, особенно если вы претендуете на руководящую позицию или ту вакансию, где важна письменная грамотность (секретарь, менеджер по закупкам или работе с клиентами, PR-менеджер и т.п.). Если с русским языком у вас не очень, попросите проверить документ того, у кого с ним всё отлично, либо воспользуйтесь специальными ресурсами для проверки грамотности;
4. Слишком большой объём резюме (в идеале оно должно занимать не более 2-х, максимум 3-х страниц) и отсутствие чёткой структуры – такое резюме сложно для восприятия, к тому же, характеризует вас не с лучшей стороны;
5. Указание ограничений, доп. образования, интересов и т.п., не имеющих отношения к предполагаемой деятельности, когда ставится под сомнение адекватность соискателя. Например, однажды я встретила в резюме девушки (в разделе «дополнительная информация») такой пункт: змеефобия. При этом вакансия была в московской компании и сугубо офисная - менеджер по продажам. Змеи там не водятся))) Или, к примеру, зачем указывать то, что вы закончили курсы риэлторов, если претендуете на позицию бухгалтера в торговле?
Таким образом, идеально продающее вас резюме должно:
- соответствовать названию позиции и требованиям вакансии,
- быть структурировано (названия разделов, информация об обязанностях, достижениях и навыков - в виде нумерованных или маркированных списков, а не в строчку вольным текстом),
- легко читаться и цеплять (по «ключевым словам»),
- содержать конкретные названия, формулировки и цифры, характеризующие масштабы компании, решаемые задачи и результаты работы соискателя,
- быть грамотно составлено – без стилистических и орфографических ошибок, с соблюдением правил пунктуации,
- по своему содержанию полностью соответствовать будущей работе – ничего лишнего и никак не относящегося к рассматриваемой позиции.
И последний, 4 секрет: Что отличает хорошую продажу от «лишь бы продать»? Правильно – удовлетворенность клиента покупкой и его желание вернуться к нам вновь (либо рекомендовать нас своим знакомым), то есть настоящий продавец работает на перспективу. Следовательно, вся информация, указанная вами в резюме, должна отражать реальное положение дел. Иначе, пройдя первый фильтр отбора благодаря вымышленному резюме, вы на нём и остановитесь. Поверьте, рекрутеры, проводя в день по 5-10 очных собеседований, очень хорошо умеют отличать правду от вымысла. Поэтому пишите только правду, либо не пишите ничего. В последнем случае вашу кандидатуру могут рассмотреть и пригласить, если увидят в вас потенциал и готовы брать сотрудников «на вырост». А вот если в ходе интервью откроется ложь, с вами вряд ли захотят вообще иметь дело – кому нужны обманщики, к тому же, ворующие чужое время?
При этом стоит различать откровенную ложь и преувеличение. Придумывать несуществующие компании и опыт точно не нужно, а вот уметь подать себя в резюме с наилучшей стороны, опустить некоторые детали и достойно высветить успехи - просто необходимо.
Продающих вам резюме, друзья!
Галина Бобкова