Всё чаще на консультациях я слышу от клиентов такую фразу: у меня есть профессия или должность, но нет ремесла. Говорят они её, понятное дело, не от хорошей жизни, а столкнувшись со сложностями при поиске работы. Делать что-то человек умеет, но его специализация – очень неопределённая, и при сложной ситуации на рынке труда он рискует остаться невостребованным.
К примеру, делопроизводитель. Или экономист. Или оператор. Что является результатом труда этих специалистов, и могут ли они быть полезными в отрыве от своего конкретного работодателя? Никого не хочу обидеть, но увы и ах! А тут ещё наступающая на пятки автоматизация… Недалеко от них ушли, собственно, все офисные сотрудники – бухгалтеры, финансисты, кадровики, специалисты по закупкам и логистике, офис-менеджеры и т.д. При всей кажущейся универсальности их профессиональных навыков, потребитель у них один – работодатель. И то - только в сытые времена. В последние годы мы все наблюдаем, что происходит с ними, когда случается кризис – компании, чтобы остаться на плаву, избавляются от них, как от балласта.
Вот и получается, что должность у человека есть, а конкретного дела, ремесла, которое при сокращении он мог бы унести с собой, – нет.
Что же такое ремесло? Википедия нам говорит, что это – «мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда». Так было раньше. Но в наш информационный век смысл этого понятия, думаю, изменился. Теперь средства производства – не только оборудование и руки, но и наши IQ, EQ, социальный интеллект и т.д. Поэтому я бы сказала так:
Ремесло – это умение создавать какую-то ценность для других, которая всегда или долгое время будет востребована потребителями, независимо от ситуации на рынке труда.
Как мы видим, у ремесла есть 3 признака:
- В нём есть конечный продукт для конечного потребителя, который тесно связан с мастерством данного специалиста.
- Владея ремеслом, его можно «унести» с собой и работать автономно.
- Продукт труда востребован потребителями (в идеале – в долгосрочной перспективе), они готовы за него платить.
Вот, к примеру, парикмахерское дело – это ремесло, так как тут есть конечный продукт, да и люди всегда будут стричься. И даже будучи уволенным из салона, хороший парикмахер сможет самостоятельно себя прокормить. Строитель тоже при желании может переориентироваться с обслуживания заказов своей организации на строительство или ремонт домов для внешних заказчиков. Психологу ничего не мешает консультировать людей, как работая в какой-то организации, так и занимаясь частной практикой.
В отличие от стародавних времён, когда ремесленник обслуживал простых смертных, в наше время заказчиками его товаров или услуг также могут быть и предприятия, организации. Вся фишка тут только в способности самого специалиста создать такой продукт, который можно предложить на аутсорсинге, и его захотят купить.
Следовательно, если вы тоже чувствуете свою уязвимость на рынке труда и хотите стать обладателем ремесла, вам нужно:
а) освоить какое-то дело (или осознать, что вы уже хорошо умеете)
б) создать свой уникальный продукт
в) научиться обеспечивать себя работой самостоятельно.
Что для этого необходимо:
Во-первых, не стоит подвергать анафеме тот опыт, что у вас есть. Все навыки, которыми вы обладаете как офисный сотрудник, точно могут пригодиться вам в вашем будущем деле. К примеру, навык продаж и переговоров нужен практически в любой деятельности. Или анализа цифр и показателей. Или логистики. Отдельно хочу сказать о руководителях. Я считаю, что если у человека по-настоящему развиты управленческие компетенции и стратегическое мышление, ему - прямой путь в свой бизнес. А коль скоро он тушуется, значит, и руководитель он – так себе (особенно это относится к ТОПам). Либо личность у него недостаточно зрелая. Это не так сложно – организовывать и управлять процессами под прикрытием кого-то сильного и обеспечивающего известность бренда, финансирование и защиту от рисков, то есть работодателя. А если вышел в чисто поле, и сам не справляешься, то грош цена таким управленческим навыкам. Другая проблема - большинство наших директоров, долгое время работая по найму, разучились что-либо делать «руками» - только отдавать приказы и рапортовать о выполнении, оттого и боятся уходить в свободное плавание – предложить-то им рынку нечего.
Во-вторых, как мы видим, профессиональные навыки сами по себе, без центра – ремесла - ценности имеют мало. Поэтому нужно искать это ядро - то самое, своё дело, которое позволит вам не быть привязанным к работодателю в лице организации. Или пусть даже сначала вы попрактикуетесь в новой профессии, работая на дядю, а потом уйдёте в автономию. Уже заранее знаю ваше возражение: у меня нет особых талантов. Знаете, я не поверю, так как почти ежедневно мы с такими же «безрукими» клиентами их откапываем и вытаскиваем на свет. У каждого из нас есть способности, сильные стороны и интересы, благодаря которым мы можем создавать что-то действительно ценное и нужное другим. Но не думайте, что таланты – это только склонности к искусству или ручному труду, отнюдь! В наше время можно выявить и поставить себе на пользу практически любые способности.
Вот, к примеру, какой новый и интересный вид деятельности мне встретился за последнее время:
молодая женщина, косметолог, тщательно изучает состав и лично тестирует различные марки косметики, средств по уходу и БАДов. А затем выкладывает результаты своих исследований в Инстаграм – соответствует ли состав заявленному, кому подходит данное средство, какой эффект от его использования и т.п. Подписчиков у неё – море! Доверие и репутация у неё, в отличие от наших постоянно врущих производителей, сформированы. Понятно, что человек делится ценной информацией бесплатно, но ведь нужно же и деньги зарабатывать. Поэтому она проводит платные тематические вебинары, на которых подробно рассказывает о конкретных проверенных ею продуктах. И желающих поучаствовать всегда много.
На этом примере мы видим, как можно использовать свои способности к исследованию, анализу, качественному представлению информации и обучению. Ей была интересна сфера красоты и здоровья, в ней она и создала свою «ремесленную мастерскую», достроив здание своими профессиональными навыками и обучившись интернет-маркетингу.
В-третьих, нужно менять парадигму мышления с наёмного работника на предпринимателя. И это, пожалуй, большинству наших людей сложнее всего. Кстати, у нас в стране какое-то извращённое восприятие понятия «предприниматель». Мы, слыша это слово, сразу начинаем думать про крутой бизнес, взятки, незаконные доходы, административный ресурс и умение втереться в доверие к любому чиновнику. Мол, куда нам до них! Так вот, предприниматель – это слова «предпринимать», то есть пробовать, ошибаться, падать, вставать и снова пробовать. Быть активным и неравнодушным к тому, что вокруг. Ведь ключевые функции предпринимателя - это: держать нос по ветру, чувствовать тренды, генерировать и воплощать свои идеи. Разве это не интересно? Но страшно, да, понимаю. Об этом я недавно писала вот здесь http://ccgb.ru/articles/412470, повторяться не буду.
Желаю каждому современному человеку стать обладателями ремесла!
Галина Бобкова