Некоторые люди до сих пор думают, что для построения карьеры в найме достаточно быть хорошим специалистом и много работать, а для вертикальной – ещё и обладать лидерским потенциалом или альтернативный вариант - иметь «мохнатую руку». Но этого точно мало. Все мы можем вспомнить сколько угодно примеров выгоревших зазря трудоголиков и не признанных гениев. Да и высокие покровители тоже не вечны. Поэтому лучше самим управлять этим процессом, не надеясь на «дядю».
На этапе развития карьеры карьерный маркетинг строится на трёх основных столпах:
1. Личный профессиональный бренд
2. Корпоративность
3. Нетворкинг.
1. Личный бренд включает:
- Профессионализм и постоянную прокачку своих навыков до уровня, который всегда на шаг опережает уровень конкурентов.
Здесь всё, вроде бы, понятно. Однако, не все знают, что сюда же, помимо твёрдых профессиональных, входят и гибкие навыки. Можно сколько угодно наращивать свои компетенции и трудиться по 14 часов в сутки, но если ваши soft skills не позволяют вам решать задачи и выстраивать хорошие отношения с внешней и внутренней рабочей средой, ни о какой карьере даже не мечтайте. Это раньше сильным технарям прощали недисциплинированность и огрехи в общении, но сейчас их не то, что не продвигают, от них вообще избавляются.
- Имя, признание, ценность, известность
Но одного профессионализма мало. Если о нём знаете только вы и ваш непосредственный руководитель, дело плохо. Вам остаётся лишь ждать, когда ваш начальник куда-то денется, чтобы занять его место. И то не факт, что поставят именно вас. Ну, а если вдруг что-то пошло не так, то вы и вовсе оказываетесь на рынке труда, где вас особо никто не ждёт. Так себе перспективка.
Чтобы этого не произошло, нужно системно заниматься своим пиаром, иначе можно проиграть конкуренцию менее щепетильным коллегам. Продвигать себя – это не кричать о себе на всех углах и не гнаться за дешёвой популярностью, жертвуя репутацией. Это – по-деловому, без самолюбования, вовремя и к месту уметь упомянуть о результатах своей работы, не страдая ложной скромностью и не дожидаясь, пока сверху их заметят и оценят (можно ведь и не дождаться). А ещё - найти свои таланты и направить их на пользу себе, донося до других вашу ценность и экспертность. Для этого можно писать статьи, давать интервью, выступать на конференциях, снимать ролики и т.д. Но делать это нужно действительно на высоком уровне.
- Безупречную репутацию
Имеет значение всё – не только как вы разрешаете конфликты и расстаётесь с работодателями, имеете ли в анамнезе судебные споры и обращения в трудовую инспекцию, которые надолго оставляют за вами шлейф скандалиста и делают вас персоной нон-грата в приличных компаниях, но даже то, вы как проявляетесь в нерабочее время. И снова на сцену выходят ваши странички в соцсетях, которые хорошо об этом расскажут;) А иногда – и СМИ, в колонке «Скандалы, интриги, расследования», но это уже совсем за гранью.
Пример. Вот буквально на днях в сообществе для HR-ров на Фейсбуке видела обсуждение вопроса, стоит ли отказывать в работе кандидату, который выкладывает в Сеть пляжные и не только фото в купальниках/плавках. Участники дискуссии сошлись во мнении, что если соискатель претендует на ответственную должность или позицию, предполагающую обилие коммуникаций с внешним миром, этот момент должен насторожить. А кто-то сразу заявил, что рассматривать такого кандидата не будет - мол, несерьёзный он.
Службы безопасности банков и компаний тоже не зря едят свой хлеб. В их обязанности входит проверка не только отсутствия уголовного прошлого и фактов хищений у претендента на работу, но и его неучастия в судебных спорах с прежними работодателями. Даже если он был прав и выиграл дело, мало кто из нанимателей захочет заполучить в штат мину замедленного действия - человека, склонного решать конфликты в трудовой инспекции или суде.
- Прокачанный имидж
Тут, думаю, всё понятно. Чем серьёзнее должность, тем больше у человека представительских функций. При убитом имидже ему их никто не доверит.
Общий вывод: если вы решили строить свой личный профессиональный бренд, станьте очень внимательны к тому, что вы транслируете в мир своей работой, поведением, интересами, увлечениями, внешним видом, страничками в соцсетях и т.д. Ваши активности могут работать как на него, так и против него.
2. Корпоративность
Она складывается из 3-х моментов:
а) уважения к иерархии в принципе,
б) лояльности к данной организации и
в) способности к политике/дипломатии.
Если вы прямолинейны до зубовного скрежета, то и дело восстаёте против решений начальства и поносите его в кулуарах, карьеру вы вряд ли построите. Вы – чужак для корпоративной системы. В любой организации есть иерархия, а также политические течения и игры. Не обязательно в них играть, можно просто принять их как факт. А вы фыркаете, вам претит вся эта подковёрная возня? – тогда либо работайте на себя, либо смиритесь с тем, что всегда будете просто хорошим исполнителем.
3. Нетворкинг
Это понятие у нас так затаскали и извратили, что оно приобрело негативный оттенок. Но нетворкинг – не про то, чтобы лезть на глаза всем и каждому, а про умение строить и развивать социальные связи, в том числе внутри своей компании. И делать это корректно и в подходящий момент, чтобы люди не шарахались от чрезмерной навязчивости и беспардонности. А это невозможно без развития своего эмоционального интеллекта, эмпатии и умения соблюдать баланс между "брать" и "давать" в отношениях с людьми.
Кто порекомендует вас новой перспективной компании лучше, чем бывший коллега? И о ком при появлении вакансии выше вашего уровня замолвит словечко на совещании один из директоров, с которым у вас сложились хорошие отношения?
Пример из жизни на тему важности умения строить социальные связи. Уже несколько лет при рассмотрении кандидатов, претендующих на должности маркетологов, PR- и GR-менеджеров, работодатели смотрят, сколько у них друзей и подписчиков в соцсетях. Если меньше трёх тысяч, им чаще всего отказывают, считая, что такая "нелюдимость" не будет способствовать высокой результативности их работы. А недавно подобное требование появилось и для HR-менеджеров и рекрутеров. И это - только начало!
Поэтому, как ни крути, нетворкинг нужен и самому работнику, и его нанимателю.
Это было продолжение статьи на тему карьерного маркетинга. Первую часть "Карьерный маркетинг при поиске работы" читайте здесь.
Галина Бобкова