Как пройти испытательный срок

Вы успешно прошли все этапы отбора и получили желанный оффер! Казалось бы, можно выдохнуть, но не спешите, испытания ещё не закончены. Впереди у вас самый сложный этап на входе в компанию, поскольку всё заявленное на собеседованиях придётся ежедневно подтверждать реальными делами.

Сейчас пройти испытательный срок (ИС) стало гораздо сложнее, чем раньше, потому что:

  • на фоне возросших рисков компаниям стало архи-важно набирать на работу только лучших сотрудников
  • работодатели понимают, что уволить человека на ИС намного проще, чем после него, поэтому рассматривают новичков буквально под микроскопом.

По каким критериям работодатель будет оценивать, прошли ли вы испытательный срок

1. Самый главный - результаты вашей работы. Во-первых, они должны быть, а во-вторых, в объёме, не меньшем, чем запланировано, а лучше, чтобы превзошли его.


Совет: не всегда новому сотруднику прописывают план и KPI. Если это – ваш случай, попросите своего руководителя обозначить, что от вас ждут к концу испытательного срока. И постарайтесь зафиксировать это письменно в документе с визой вашего начальника (в приложении к трудовому договору и т.п.). Тогда будет меньше сюрпризов через 3 или 6 месяцев, потому что, когда критерии оценки не заданы, легко можно сказать, что вы не справились. И попробуй доказать обратное. Да и вас самого чётко обозначенные цели будут лучше стимулировать.


2. Ваш уровень квалификации. Насколько он соответствует занимаемой должности, и чего от вас можно ждать в перспективе. С одной стороны, недостаток у вас нужных компетенций во время ИС сразу проявится, и не каждая компания захочет ждать и вкладываться в ваше развитие. С другой, если в ними всё хорошо, они могут спасти ситуацию, когда по объективным причинам особых результатов достичь не удалось. Компания вполне может захотеть вас оставить в надежде на будущие победы.


Совет: не разводите руками и забудьте слово «не знаю». Беритесь за любую предлагаемую вам задачу, вгрызайтесь в неё и попутно добирайте недостающие компетенции. Редко так бывает, что новый сотрудник приходит в компанию и абсолютно всё знает и умеет. Всё равно есть нюансы, потому что это – другая структура. Выигрывает тот новичок, который не ленится и не боится в экстренном порядке прокачивать свои навыки.


Пример из личного опыта. Я всегда выбирала для себя должности на вырост - меня это невероятно драйвит! Много лет назад мне предложили стать главным бухгалтером сети салонов связи, но ключевым требованием было владение программой 1С. А я с ней была совсем не знакома, до этого вела учёт вручную, на бумаге. Но больно уж лакомая была вакансия, поэтому на собеседовании я сказала, что знаю её. Выйдя на работу, я спешно стала устранять это несоответствие. До поздней ночи я ежедневно сидела за компьютером и самостоятельно осваивала программу. Было невероятно тяжело, т.к. попутно мне нужно было восстанавливать бухучет за год, который толком не вела моя предшественница даже на бумаге, и сразу отражать все прошлые и текущие операции в 1С. Но ничего, со слезами и головными болями я поставила учёт в программе. Он заработал, как часы, а я получила не только место в компании, но и приличную премию;)


3. Насколько вы корпоративны. Здесь оцениваются ваши лояльность к компании, готовность принимать её правила игры, насколько вы болеете за общее дело, соблюдение трудовой дисциплины и субординации.


Совет: какой бы «звездой» вы не были на прошлом месте работы, не тащите сюда этот уже запылившийся шлейф, иначе он сослужит вам плохую службу. Здесь вы пока никто, как бы вам не хотелось думать обратное. Вам придётся ежедневно доказывать своё право находиться в этой системе, играя по её правилам. А если вдруг так случилось, что вы вернулись в найм после работы на себя, мысленно наденьте на себя смирительную рубашку, чтобы не начать пытаться менять порядки в компании и подвергать анафеме принятые в ней технологии работы. Такое частенько случается с экс-предпринимателями, поскольку им с высоты полученного опыта теперь, конечно, лучше знать, как надо вести бизнес;)


4. Ваши soft skills. Недавнее исследование hh .ru показало, что с ними у наших сотрудников прямо беда-беда. Не дотягивают они до ожиданий работодателей. Особенно важны, но сильно хромают у работников умение взаимодействовать с людьми, гибкость ума, клиентоориентированность, умение вести переговоры, эмоциональный интеллект, а также комплексное многоуровневое решение проблем. Кроме того, у любого новичка в компании смотрят на организованность и пунктуальность, инициативность, трудолюбие, надёжность, готовность брать на себя ответственность и позитивный настрой. У руководителей – ещё и на лидерские качества, способность вдохновлять и вести за собой, а не только стучать кулаком по столу.


Понимаете, да? Вы можете быть супер-спецом, но если ваш ум закостенел, эмоциональный интеллект спит, и вы не нашли контакт с подчинёнными, долго вас в компании держать не будут. Потому что в наше время профессионализм – это уже не только hard, но и soft skills.


Отдельно скажу про инициативность. В народе бытует мнение, что, приходя на новое место работы, нужно «сразу себя поставить», чтобы на тебе не ездили. И начинается отфутболивание обязанностей – мол, такого в моей должностной инструкции нет. Но! Если коллеги постоянно натыкаются на ваши ограждения с колючей проволокой, если руководителю постоянно приходится продираться сквозь бурелом ваших отговорок, у них у всех это отнимает уйму ресурсов. Поэтому компании проще найти кого-то более трудолюбивого и управляемого, чем вы. И наоборот, бывает, что новый сотрудник не дотягивает по знаниям и навыкам, но он с готовностью берётся за любую задачу и с радостью сотрудничает с коллегами. В итоге его развитие идёт семимильными шагами, потому что ему помогают, а приобретённый опыт тут же ложится в копилку умений.


5. Встроились ли вы в коллектив, нашли ли общий язык с руководителем, насколько с вами комфортно взаимодействовать. Этот момент новички часто недооценивают, считая, что если делают план и не опаздывают, значит, они – ценные сотрудники. Отнюдь! Ваша токсичность и несговорчивость не только мешают другим работать, но и отравляют атмосферу в компании в целом. Поэтому от вас постараются поскорее избавиться.


Советы:

  • Авторитет у коллег зарабатывается результатами работы и силой личности, а не надеванием на себя картонной короны. Будьте проще и доброжелательнее. Но не уходите и в другую крайность – заигрывание с коллегами или покупку их расположения. Ищите баланс между самоуважением и готовностью встраиваться в коллектив. Запомните, как Отче наш: это вы должны искать подход к окружающим, а не они – к вам. Вы приходите в сложившийся коллектив, и ваша задача – прижиться в нём, стать своим. Хорошая возможность для этого – участие в корпоративных мероприятиях. Расшибитесь в лепёшку, но присутствуйте на них, потому что на ваше игнорирование их обязательно обратят внимание и сделают вывод, что вы - сами по себе, а надо бы с народом.
  • Если вы знаете за собой, что многие люди вас бесят и раздражают, проблема - не в них, а в вас. Поэтому срочно начинайте что-то с этим делать. Самое действенное средство – поменьше ждать и требовать что-то от других, особенно, если они – не ваши подчинённые, и побольше думать о своих обязанностях. Нет ожиданий – нет разочарований – нет претензий. Все люди – разные, примите это за аксиому, начните уважать их инаковость и соблюдать их личные границы. Учитесь конструктивному диалогу, а не тупо стойте на своём. Если не помогает, пойдите на тренинг личностного роста.
  • Если дошло до того, что вас начали травить, и это в вашей жизни уже не первый раз, значит, снова ищите проблему в себе. Обычно это происходит с теми, кто болезненно самолюбив и мысленно возносит себя на трон. Люди чувствуют это, и их раззадоривает то, что вы чересчур остро, как царская особа, реагируете на критику и подколы, поэтому они непроизвольно хотят стащить вас вниз. Выходом для вас будет смирить свою гордыню и сложить оружие. Тогда вас станет неинтересно доставать.

Для вас, как нового сотрудника, все сложности периода адаптации можно разделить на 3 группы:

1. Организационные

2. Профессиональные

3. Психологические.


Организационные

Серьёзные компании вводят новичка в должность, проводят ему экскурсию по офису, предоставляют материалы о компании и её продуктах, прикрепляют к нему наставника. Если вам никто ничего не показывает и не рассказывает, воздержитесь от требований и претензий и берите инициативу в свои руки. Это вы на ИС, поэтому позаботьтесь о своей информированности сами. Выясните из всех доступных источников оргструктуру, цели и ценности компании (если не сделали этого раньше), принятые в ней традиции, правила распорядка, ваши прямые обязанности, с чем вам предстоит работать, к кому вы можете обращаться по разным вопросам, какое поведение поощряется и не приветствуется в организации. Об этом лучше спросить своего непосредственного руководителя или HR -менеджера. Но только не переусердствуйте, дёргая начальника по любому пустячному поводу. Такое чрезмерное рвение не добавит вам очков в его глазах. Лучше продемонстрируйте, что обладаете важным навыком самостоятельно находить решения и информацию.


Ваши коммуникации в коллективе ещё не выстроены, поэтому тут могут возникать шероховатости. Если не уверены, что поняли коллегу, на первых порах лучше лишний раз уточняйте, что и как. Если растёт напряжение с вашим руководителем, который забывает, какие давал задания, и просит отчитаться по тем, что не звучали, фиксируйте его распоряжения письменно. Т.е. по итогам разговора с ним пишите ему письмо на емейл с перечислением того, что требуется, и просите подтвердить, правильно ли вы его поняли.


Профессиональные

Как бы не было сложно, старайтесь быстрее стать полноценным работником без скидок на то, что вы – новичок. Выполняя обязанности, почаще перепроверяйте себя, потому что ошибки на начальном этапе весьма вероятны. Если напортачили – не скрывайте и не ищите виноватых. Уметь признать свою ошибку – признак взрослого человека, ваше руководство это оценит.


Психологические

Период адаптации на новом месте – это всегда стресс. А тут вы ещё постоянно под наблюдением, т.е. стресс вдвойне. Чтобы снизить его:

  • Поддерживайте себя физически. Спорт, режим, прогулки, релакс, здоровое питание – ваше всё.
  • Старайтесь меньше эмоционально вовлекаться в проблемы и следите за своими мыслями, чтобы в них не застаивался негатив.
  • Если возникают трения с коллегами, предотвращайте и разрешайте конфликты, обсуждайте моменты недопонимания. Навык управления конфликтами тоже очень важен в наше время. Но если с кем-то просто кардинально не совпали - вы идёте на контакт, а на вас шипят - лучше отстраниться от человека, общаться с ним сдержанно и сугубо по рабочим моментам. По-моему, в каждом коллективе ест такой вредный товарищ, который выполняет функцию громоотвода. Некоторые продвинутые руководители специально их держат, чтобы сотрудники спускали на них пар;)

Что делать нельзя

Ввязываться в интриги, клановую вражду и обсуждение руководства в кулуарах. Если в компании процветает война между отделами и дружба против кого-то, держите нейтралитет – так для вас безопаснее. Ругать начальство в курилке – это: а) гробить свою лояльность, которая обязательно скажется на результатах работы, и б) сильно рисковать, т.к. возможно, эти разговоры - провокация с целью вас подставить.


И последнее. Во время ИС не только компания присматривается к новому сотруднику, но и он – к ней. Спросите себя, готовы ли вы остаться здесь всерьёз и надолго? Всё идеально не бывает, оценивайте место работы по совокупности факторов и учитывайте, не перевешивают ли критичные для вас моменты все плюсы организации. Только не сравнивайте её с предыдущей, особенно, если там вы трудились много лет. В прошлой компании вы результатами своей работы заслужили почёт и уважение, к вам был кредит доверия, а здесь их придётся зарабатывать заново. Да ещё и в новых экономических условиях, когда требования со всех сторон ужесточились. Поэтому, прежде чем писать заявление об увольнении, хорошенько подумайте, найдёте ли вы что-то лучше.


Успешного прохождения вам испытательного срока!

Галина Бобкова