Уровни профессионального мастерства

В любой профессии и любом деле специалист проходит определённые этапы становления. Если упростить, то они выглядят так:

1. Новичок

2. Профессионал

3. Эксперт

4. "Звезда".


Для перехода на каждый уровень в среднем требуется 5 лет. Но до финальной стадии доходят не все: одним - не дано, другим – не надо.


Новичок – это тот, кто получил базовые знания в данной профессии, но опыта реальной работы пока не имеет. Он начинает трудиться, постепенно к знаниям добавляет навыки и через 2-3 года становится специалистом. А затем, если не сбавляет темпа, через 5 лет перед нами уже –


Профессионал. Он не только много знает и умеет, плюс - «совершил все возможные ошибки», но и обладает широким арсеналом способов и инструментов работы, из которых легко может выбирать наиболее подходящие для конкретной задачи.


Если специалист даёт себе труд не только мастерски работать «руками», но и осмысливать свой опыт, а также изучать кейсы своих коллег по цеху и лучшие отраслевые практики, он становится экспертом. То есть для этого уровня важно наличие у человека исследовательского начала и уже накопленной статистики.


К примеру, если маркетолог-профессионал владеет различными способами и инструментами продвижения продуктов на определённом рынке, то эксперт в этой области знает всё о маркетинге товаров и услуг на различных рынках. Если главный бухгалтер уровня «профессионал»  умеет отлично вести бухгалтерский и налоговый учёт в своей отрасли, то главбух-эксперт прекрасно разбирается в особенностях налогообложении и различных систем учёта и других индустрий.

В предоставление консалтинговых услуг, я считаю, можно идти только на уровне эксперта, когда отраслевой опыт работы составляет минимум 7-8, а лучше – 10 лет. Любому консультанту, заботящемуся о результате для клиента, нужно уметь выходить за рамки своей узкой специализации и видеть картинку объёмно – тут как раз и пригодится изучение лучших практик и кейсов коллег.


Мнением эксперта интересуются, его приглашают в качестве спикера на отраслевые мероприятия, просят дать интервью, нередко предлагают где-то преподавать и т.д.


В «звезду» профессии человек превращается тогда, когда на фоне этих активностей у него формируется личный профессиональный бренд. Благодаря своей известности, он становится нарасхват и для клиентов, и для работодателей, и для желающих запартнёриться  с ним, и для СМИ. Для последних это уже не просто эксперты по теме, а лидеры мнений.

Чтобы дорасти до уровня «звезда» человеку нужно не просто состояться в профессии и активно использовать своё исследовательское начало, но и иметь склонность быть публичной личностью. Имя как бренд окончательно выкристаллизовывается обычно тогда, когда его носитель то и дело мелькает на экране или мониторе, много пишет. Примеры таких имён: в психологии – Михаил Литвак, в нейронауках – Татьяна Черниговская, в дизайне – Артемий Лебедев, в ресторанном бизнесе – Аркадий Новиков. Они развивались в своих профессиях много-много лет, делились своими знаниями, и сейчас к ним пришла заслуженная известность.


Так – должно быть. А что мы видим в наше время? Сплошь и рядом люди провозглашают себя экспертами. Год-другой где-то поработали, что-то новое освоили, и тут же в профиле – «эксперт». Во-первых, это чересчур нескромно и самонадеянно, во-вторых, эксперт – это не должность, это звание (хотя, в некоторых наших компаниях считают иначе;), и его, как и любое звание, может присудить лишь кто-то со стороны,  в-третьих, всегда нужно указывать, в какой именно теме есть эта самая экспертность. К примеру, эксперт по финансам или по недвижимости – это обо всём и ни о чём. Наверняка, есть вопросы, в которых человек не разбирается, т.к. всё знать о финансах или о недвижимости просто невозможно.


Ну, а со «звёздами» в наши дни ещё смешнее) Все рвутся чему-то учить других и везде светиться, едва только сами что-то освоили) Их даже профессионалами ещё нельзя назвать, экспертами – тем более, но они гордо вещают с трибун – благо теперь есть соцсети и площадки для вебинаров для всех желающих)


Телегу ставят впереди лошади – люди в погоне за личным брендом (и деньгами, чего уж там!) искусственно раздувают свою популярность, а на самом деле должно быть наоборот: сначала мастерство, имя и репутация и лишь затем – известность.


Лучше всего этот «звёздный вихрь» заметен на новых рынках и в новых профессиях, где идёт рост спроса. Далеко ходить не буду и возьму для примера нашу сферу – консультирование по карьере. Учителей для начинающих консультантов здесь развелось видимо-невидимо)) Хотя самой профессии в нашей стране, на минуточку, не более 10 лет;). А бум на нашем рынке начался вообще лишь 3-4 года назад, и именно тогда  стартовало подавляющее большинство карьерных консультантов. Читаем биографии «гуру» - не те, что звучат на их сайтах или страничках в соцсетях, где голые лозунги – 15 лет опыта (!), - а где указаны конкретные места работы и должности - и видим, что их стаж не даёт им пока права даже именоваться профессионалами, не говоря уже о большем. Пусть в рекрутинге они сколько-то поработали, но учат-то они не ему, а консультированию по карьере, где у них самих всего 1-2 года опыта! Да хоть бы и 4! Для обучения других этого всё равно мало! Подбирать персонал для компании и консультировать частных клиентов по карьере – это совершенно разные компетенции. Но всё это ничуть не мешает им считать себя  экспертами и даже «звёздами», чтобы создавать и вести курсы подготовки карьерных консультантов. Нет, ну а что? Есть спрос – будет и предложение;)


Всем желаю неуклонного, поэтапного профессионального роста!

Галина Бобкова