Что такое призвание. И что им не является


Когда я лет 5-6 назад начала активно писать статьи и рассказывать в интервью про призвание (к примеру, тут), я горела идеей популяризовать эту тему в нашем обществе. Чтобы люди стали осознанно выбирать профессию, и в конечном итоге каждый из нас занимался тем, для чего рождён. Да, не я одна, наверное, говорила об этом, а все мы, кто на личном опыте или в работе с клиентами в то время почувствовали в воздухе эту зарождающуюся тенденцию. Популяризовали, да. И что мы видим теперь?


Смысл слова «призвание» девальвируется, и скоро оно будет светиться на каждом заборе. Как и со всеми ставшими когда-то мега-популярными понятиями – духовность, саморазвитие, личностный рост – и тут не обошлось без откровенных спекуляций на волне моды и растущего спроса.

Поэтому я хочу немного навести порядок в том, что сложилось вокруг слова «призвание» (и его синонима - дело жизни).


Сначала о том, что призванием не является.


Итак, если мы хотим:

а) найти ту деятельность, что будет лёгкой, ненапряжной и приносить нам лишь приятные эмоции - то это не про призвание, это, скорее,  про нежелание по-настоящему трудиться в своей работе;


б) подобрать такую профессию, которая будет интересна и позволит использовать наши врождённые способности/таланты  - это тоже ещё не призвание, это просто подходящая нам деятельность. Да, неким мостиком в будущее дело жизни эта профессия может стать, но пока называть это призванием рановато;


в) пойти в ту профессиональную сферу, где мы уже что-то знаем, она нам интересна, а главное – там сейчас хороший спрос, и можно легко заработать, т.е. деньги первичны,  - это также ещё не оно. Потому что когда деньги там закончатся, мы начнём смотреть по сторонам. Какое же это призвание? Так, к примеру, было с психологами или врачами, которые по причине невысоких заработков уходили когда-то в HR, тренинги или фармкомпании, а сейчас захотели вернуться обратно. И таких запросов у нас, карьерных консультантов, становится всё больше;


г) сменить профессию на ту, которая больше нравится и подходит, но при этом нам важны всякие внешние факторы - престиж, статус, известность работодателя, всякие плюшки, и видим мы себя только в найме, - то это и есть смена профессии, но никак не поиски призвания. Когда важно реализоваться именно в нём, звёзды на погонах и форма занятости отходят на второй план. И если наши ценности, взгляды и принципы работы не совместимы с принятыми в большинстве компаний, мы не держимся за найм как за единственно возможный способ самореализации. Кстати, по моей статистике, не менее 80% современных людей могут заниматься своим призванием только в формате самозанятости или своего бизнеса;


д) монетизировать своё хобби, но при этом не готовы развивать смежные навыки – продаж, продвижения себя, ведения учёта и т.д., а считаем, что это должен делать за нас кто-то другой, а мы будем лишь «творить»  - о призвании говорить тоже рано, правильнее назвать это любимым делом, а вот станет ли оно для нас основной профессией - вопрос. Это чем-то сродни описанному в п/п а) – когда хочется приятного времяпрепровождения, а сопутствующих процессу - самодисциплины, саморазвития, рутины и трудностей – нет. Нередко на всевозможных семинарах и марафонах по поиску призвания участникам находят его в виде того, чем в принципе человек любит и может заниматься – писать тексты, фотографировать, вести блог и т.д. И люди, шагнув в это, сдуваются почти сразу, как только понимают, что нужно ещё уметь на этом зарабатывать. Ошибка состоит в том, что ядром их будущей профессиональной деятельности ставят то, что должно было стать вспомогательной функцией.


Теперь к тому, что есть призвание.


1. Напомню, что призвание – от слова «призван». Это как в армии – у тебя нет права дезертировать или ослушаться приказа. Поэтому, даже если тебе сложно, даже если дело приносит мало денег, даже если распиаренные конкуренты оставляют тебя позади, ты не можешь бросить это всё, иначе предашь самого себя. И это – про взрослость и зрелость личности, когда смысл того, что ты делаешь, превосходит тебя самого, как сказал Виктор Франкл. Самый понятный пример – врачи, которые не уходят из профессии не потому, что идти больше некуда или страшно что-то начинать с нуля, а потому что действительно ощущают это как своё призвание – лечить и спасать людей. При любых условиях.


2. В часто используемой сейчас формуле призвания - 1) хочу, 2) могу/умею, 3) нужно другим - утерян один, самый главный, на мой взгляд, компонент – должен ( делать). «Должен» - не по отношению к кому-то внешнему (работодателю, родителям, государству и т.д.), а по отношению к себе самому, чтобы реализовать своё предназначение. Рассуждать в парадигме «хочу, могу и нужно кому-то, чтобы покупали» – довольно эгоцентрично. Тут нет смысла, того, ради чего мы это делаем. А смысл или миссия и придаёт всему законченность, и он там, вообще-то, главный.


3. Следовательно, полная формула призвания включает в себя: 1) наше предназначение, миссия, 2) страсть, ключевые интересы, 3) наши таланты, способности, сильные стороны, 4) это нужно другим, они готовы за это платить. Отличие предназначение от призвания - в том, что слоёв предназначения как задач нашей души у нас много - по отношению к самому себе и своим близким, а вот та его часть, что направлена на полезность миру, людям, и будет нашей миссией, которая ляжет в основание здания призвания. Если мы захотим сделать это своей профессиональной деятельностью. Или не ляжет, когда мы оставим наше предназначение тем, что мы делаем для мира безвозмездно. К примеру, занимаемся благотворительностью или спасаем бездомных животных. И да, если вы считаете, что вы – тело, а не душа, и задач, данных вам при рождении, у вас нет, дальше можете не читать.


4. Вот и получается, что призвание – это для по-настоящему взрослых, духовно и личностно развитых людей, готовых приносить пользу другим не для того, чтобы заслужить их любовь, а чтобы чувствовать себя реализованными. И деньги с прочими атрибутами «социального успеха» становятся вторичны. А ещё, если мы выбираем служить людям, у нас не должно быть желания отгородиться от прямого контакта с клиентами, записав онлайн-курс или создав онлайн-школу (да-да, чаще они создаются для удобства и заработка владельцев, а не для реальной помощи людям. Сейчас как раз учусь в одной такой и наглядно вижу, для кого она, хотя лозунги звучат красивые;)), мы не выгадываем постоянно, как бы поменьше себя потратить и побольше получить. Видели на сцене игру Константина Райкина? Вот это для меня – пример человека, который не боится тратить себя на 200% в деле жизни. Фокус внимания у того, кто следует своему призванию, точно не на себе, любимом, а на потребителе. Ему важен результат, который получают другие, поэтому мы легко считываем по проявлениям человека (его статьям, выступлениям и т.д.) ради чего он это делает – в порядке само-психотерапии, самопиара, из желания получить свою порцию внимания и поглаживаний или чтобы действительно быть полезным людям.


Поэтому «искать призвание» подросткам или молодёжи, которые, прежде чем начать отдавать, должны ещё много чего получить в своей жизни, я считаю, не совсем корректно. Правильнее называть это профориентацией, выбором подходящей профессии. Или  профессиональным самоопределением, профдиагнстикой – для тех, кто постарше, но тоже следовать своему призванию, не смотря ни на что, пока не готов.


5. Поиск призвания – это очень, очень глубинная работа, требующая от ищущего смелости и честности с собой, т.к. уводить от инсайтов или искажать их будут собственные страхи, внутренние ограничения и привычки. Не всегда осознаваемые, но всегда мешающие. Да и отфильтровать ненужное и синтезировать в единый конструкт кучу разрозненных интересов, способностей и навыков тоже нужно уметь. Поэтому я, честно говоря, не очень себе представляю, как призвание можно искать в группе или, тем более, в формате онлайн-марафона. Для этого требуется такой уровень погружения, который доступен либо в долгой самостоятельной работе человека (у меня она, к примеру, заняла 6 лет, но тогда информации и помощников не было, сейчас проще), либо тет-а-тет с наставником-профессионалом, к которому нужна высокая степень доверия. Мне неоднократно предлагали провести вебинар по поиску призвания, я отказывалась, так как люблю и уважаю своих клиентов, поэтому предлагать им профанацию не могу. 


И если те же 5 лет назад я, найдя своё призвание и почувствовав кайф от реализации в нём, всем хотела той же доли, поэтому причиняла добро и убеждала разочарованных в профессии знакомых и клиентов искать дело жизни, то сейчас я, наоборот, нередко отговариваю людей, которые ко мне обращаются с просьбой помочь им. Почему? Потому что на базе накопленной статистики знаю, что по-настоящему готовы к этому совсем немногие. Найти-то мы найдём, а дальше что? А дальше нужно, сжав зубы и свято веря в свою идею, просто туда идти. Про то, что придётся жертвовать комфортом и прочими привычными моментами, а также поддерживать и мотивировать себя в периоды неизбежных кризисов, я писала много раз, повторяться не буду. Так что, сильное слово призвание – для сильных духом людей, если мыслить в формате не только «знать его», но и «делать». Поэтому, если сомневаетесь, то вам пока туда не надо. Вот когда станет «ни жить, ни быть» - тогда пора.


Я ни в коей мере не осуждаю тех, кто выбирает просто работать  на привычной работе или идти всеми этими извилистыми путями к своему призванию – с заходами, уходами, паузами и переходами)) Сама так шла;) Всё всегда зачем-то нужно и потом обязательно пригождается. Даже неудачный опыт. Мы все имеем право на ошибку. Я лишь хочу, чтобы вещи назывались своими именами, и на них не было откровенных спекуляций.


Ну, а если вы уже готовы, приходите! Подробнее об услуге - здесь.


Искренне желаю каждому прийти к своему призванию!

Галина Бобкова