Три типа клиентов карьерных консультантов


Не очень люблю всевозможные тесты и типологии как консультант, но иногда они могут быть полезны в плане самодиагностики самим клиентам. Поэтому в помощь тем, кто уже обращался к наставникам по карьере с запросом на профессиональное самоопределение или только планирует это сделать, даю эту шпаргалку.


Итак, все клиенты, приходящие к нам, карьерным консультантам, за услугами "профориентация для взрослых", "смена профессии" "поиск призвания" и т.п. делятся на 3 основные категории:


Первые приходят за разрешением заниматься любимым делом. Какой-то значимый взрослый когда-то наложил вето на это их стремление, и теперь им нужен другой уважаемый взрослый, который снимет это проклятие, расколдует их. Они открыты, крайне заинтересованы в помощи наставника и не ищут пути к отступлению. Наоборот, с помощью наводящих вопросов сами формулируют, в чём состоит дело их жизни. А когда слышат подтверждение своим словам из уст консультанта, прямо расцветают - их плечи расправляются, лицо озаряется, и они готовы с места сорваться, чтобы поскорее начать.


У них прогноз самый благоприятный, потому что есть внутренняя готовность, и их нужно лишь слегка подтолкнуть, похлопав по плечу.


Вторые видят в карьерном консультанте фокусника. Чем им нужно заниматься, они тоже догадываются, но им страшно и напряжно начинать с нуля. А вдруг не получится? Или доход резко просядет? Или близкие не поймут и не одобрят? Поэтому они настороженны, зорко следят за тем, как бы не сказать чего лишнего и сразу одёргивают себя, когда разговор приближается к опасным для них выводам. Втайне они надеются, что консультант-фокусник запустит руку в свой цилиндр и опаньки! - вытащит оттуда какого-то неизвестного им диковинного кролика. То есть найдёт им дело, где у них сразу всё получится, и ничем жертвовать особо не придётся. А тот их ключевой интерес, который они старательно прячут в подпол, а он оттуда фонит, останется просто для удовольствия…


Тут прогноз 50/50. Он зависит и от мастерства консультанта, но в большей степени, конечно, от способности самого клиента решиться на изменения и выйти из пресловутой зоны комфорта, даже если она совсем ему не комфортна.


Третьи – это игроки в игру «ты меня не поймаешь». Они или сами пришли или их кто-то направил, но они это скрывают, главное – они намерены доказать, что ничегошеньки у консультанта не выйдет: они не сдадутся. И станут втягивать его в игру «да, но…». Их ответы на вопросы будут звучать примерно так: я не знаю, поэтому и обратился к вам, это вы мне скажите, чем мне нужно заниматься. Если консультант поведётся и выдаст решение, такой клиент отфутболит его пас со словами: да, но мне это не подходит… И так по кругу, что бы ему не предложили…


Здесь прогноз неутешительный, ибо задачи что-то изменить в своей жизни/карьере у клиента нет, а вот мысленно переспорить кого-то, доказать, что никто ему не способен помочь, и самоутвердиться – сколько угодно.


Второй и третьей категории клиентов бессмысленно менять консультантов в надежде найти такого, который поможет так, как им того хочется. Соглашаться играть в эти игры могут только либо дилетанты, либо мошенники, преследующие свои собственные интересы.


Успешного вам поиска себя и своего любимого дела, дорогие читатели!

Галина Бобкова