Как выбрать карьерного консультанта

В силу молодости профессии карьерного консультанта в последнее время в обсуждениях все чаще слышится вопрос: как выбрать такого специалиста и не ошибиться? По каким критериям определить его высокую квалификацию и достойные человеческие качества?

Утвержденных профессиональных стандартов для консультантов по карьере в России, к сожалению, пока нет. В результате анализа собственного опыта, изучения публикаций по данной тематике, наблюдения за профессиональным развитием коллег и общения с ними, получения обратной связи от клиентов я сделала выводы о составляющих профессионализма карьерного консультанта или коуча и хочу поделиться своими рекомендациями с потенциальными потребителями их услуг.


В данной статье мы не будем рассматривать специалистов служб персонала компаний, отвечающих за карьерное развитие сотрудников внутри организации. Это корпоративный формат, и здесь речь о выборе не идет. Всех карьерных консультантов и коучей, предлагающих услуги частным клиентам на открытом рынке, условно можно разделить на 2 категории: первая - это штатные сотрудники специализированных агентств или консалтинговых компаний,  и вторая – независимые специалисты. И в том, и в другом случае есть свои особенности, плюсы и минусы. Так, обращаясь в агентство, клиент может ориентироваться на известность и репутацию компании на рынке, рассчитывать на ее годами отработанные технологии и стандарты обслуживания, но не всегда есть возможность получить информацию о конкретном карьерном консультанте, который будет оказывать услугу, так как специалист работает под брендом организации. Стоимость услуг, как правило, в таких случаях фиксированная и в целом выше, чем у независимых консультантов.


Консультанты и коучи по карьере, работающие в формате частной практики, гибче реагируют на запросы клиента, легче подстраиваются под удобные заказчику условия, более открыты в плане информации о себе, чаще предлагают договорные цены. Но надо понимать, что качество предоставляемых услуг и гарантии соблюдения профессиональной этики целиком зависят от данного карьерного консультанта. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо - так как на кону личная и деловая репутация консультанта и его будущие заказы, плохо - потому что в случае его недостаточной компетентности апеллировать клиенту будет не к кому. Поэтому так важно не ошибиться с выбором.


При поиске информации в открытых источниках или при обращении в агентство следует обращать внимание на:


1. Опыт работы карьерного консультанта/ коуча, а именно:

  • Наличие стажа работы в HR-сфере не менее 5 лет, причем, желательно, чтобы консультант имел опыт как в качестве внутреннего специалиста по управлению персоналом компаний, так и сотрудника кадрового агентства. Обязателен опыт поиска и подбора персонала, минимум – 2 года. Практикующие психологи и бизнес-тренеры без стажа работы в HR-службах компаний могут быть полезны клиенту для лучшего понимания себя и своих целей, личностного развития и самотрансформации, но вот понять, какая профессия или должность подходит человеку, дать ему конкретные инструменты в плане трудоустройства или карьерного роста они вряд ли смогут. Они не владеют информацией изнутри - как HR-специалисты ведут поиск и подбор кандидатов, каковы карьерные перспективы для специалистов данного профиля, не знакомы с аналитикой рынка труда, не сильны в мире профессий и компетенций под каждуюиз них.
  • Дополнительным плюсом будет тот факт, что, помимо рекрутинга, в прошлом консультант по карьере отвечал также за развитие и обучение персонала, его мотивацию и оценку. В этом случае можно говорить о высоком профессионализме и объемных экспертных знаниях в предметной области. Обладая такой экспертизой, карьерный консультант сможет дать рекомендации не только по поиску работы, но и помочь спланировать вертикальную или горизонтальную карьеру, рассказать, на какие условия оплаты может рассчитывать клиент сейчас и в будущем, как вести переговоры о зарплате и т.п.
  • В послужном списке карьерного консультанта или коуча должны звучать конкретные названия компаний-работодателей и годы работы в них в качестве HR-специалиста, а также его должности и/или реализованные проекты. Общие размытые фразы вызывают сомнения в достоверности.
  • Личные карьерные успехи и достижения. Чем шире их спектр у карьерного коуча – тем больше возможностей он сможет увидеть и предложить своему клиенту. Если весь опыт работы консультанта был связан сугубо с рекрутингом, то помочь человеку в построении карьеры или дать квалифицированную консультацию ТОП-менеджеру он вряд ли сможет.
  • Успешный опыт работы консультанта по карьере в собственном бизнес-проекте, а не только по найму, открывает для его клиентов новые перспективы. Если консультант мыслит сугубо в категориях наемного труда, он вряд ли сможет помочь тем, кто к нему обратился, увидеть все многообразие вариантов и спроектировать их профессиональный путь в формате работы на себя. А в последнее время эта тенденция - выбор людей в пользу самозанятости - в нашей стране четко обозначилась.
  • Серьезным преимуществом будет наличие у карьерного консультанта/коуча стажа работы в разных отраслях и профессиях. Это расширяет профессиональный кругозор и дает лучшее понимание специфики различных сфер деятельности.
  • В идеале было бы хорошо, чтобы у карьерного консультанта был личный опыт работы или подбора сотрудников для сферы, в которой ищет себя клиент.

2. Наличие опыта консультирования и коучинга в целом и, в частности, по карьере. Не менее 3 лет. Знать самому, владеть методиками и уметь объяснить, донести свои идеи до клиента, грамотно выстроить диалог с ним – это не одно и то же. Важна практика и примеры для анализа результатов работы. Некоторые сложные проекты по карьерному коучингу длятся годами, поэтому выводы об их успешности консультант может сделать только спустя продолжительное время. Примерный стаж работы консультанта вы можете узнать, подробно ознакомившись с его сайтом и/или страничкой в соцсети. Если он заявляет, что консультирует 10 лет, а все его статьи и новости по данной теме датированы последними двумя годами, делайте выводы. Да, он мог какое-то время вести клиентов и не писать в блог, но этот разрыв в нашей время точно не будет составлять 5-8 лет.


3. Знание психологии, наличие профильного образования (психологическое, управленческое, педагогическое, управление персоналом) – в качестве основного или дополнительного. Карьерное консультирование или коучинг – это не только технологии, но и умение выстроить отношения с клиентом, понять его, составить психологический портрет, выявить истинные потребности, при необходимости – оказать психологическую поддержку. Все это невозможно без знаний психологии человека, без искреннего интереса к людям.


4. Наличие рекомендаций карьерного консультанта со стороны знакомых, чьему мнению вы доверяете. Единственная оговорка – то, что подходит одному клиенту, не всегда нравится и может быть полезно другому. И наоборот. Поэтому к рекомендациям на начальном этапе прислушивайтесь, а дальше уже ориентируйтесь на свои ощущения и впечатления от первого контакта.


При личном знакомстве с карьерным консультантом или коучем важно понять и оценить следующее:


5. Личностная зрелость консультанта по карьере. Возраст - не моложе 35 лет. В этом случае, как правило, можно рассчитывать на то, что консультант состоялся профессионально, имеет богатый практический и жизненный опыт, обладает обширной «библиотекой человеческих судеб».

У практикующих психологов и психотерапевтов в соответствии с международными профстандартами есть обязательное условие перед началом практической деятельности – в числе прочих условий им необходимо пройти личную психотерапию, чтобы быть допущенным к работе с клиентом. То есть все личностные проблемы психолога/психотерапевта к моменту старта практики должны быть решены. Напрашивается аналогия с этим и для карьерного консультанта или коуча, но только в плоскости профессиональной и личностной зрелости. Чтобы консультант мог быть полезным своим клиентам, он должен пройти серьезный жизненный путь, преодолеть кризисы взросления, построить собственную успешную карьеру, испытать все взлеты и падения, совершить ошибки и извлечь из них необходимые уроки.


6. Комфортность взаимодействия с консультантом по карьере для данного конкретного клиента, это сугубо индивидуально, слушайте свой внутренний голос. Если говорить в целом, то нужно оценить, насколько консультант:

  • внимателен, умеет слушать и понимать клиента, давать обратную связь;
  • может расположить к себе, вызывает доверие;
  • уважительно относится к клиенту, строит речь на понятном ему языке, не прибегая к техническим терминам;
  • умеет четко формулировать мысль, последователен и организован;
  • может управлять временем, своим эмоциональным состоянием и состоянием клиента;
  • хорошо выглядит и соблюдает деловую этику.


7. Важно, чтобы в ходе личного знакомства (по телефону или при встрече) карьерный консультант/коуч стремился выявить потребности своего клиента, глубоко вникал в суть его задач или проблем, не обещая сходу их решить. Он не волшебник, и не все зависит от него. Карьерное консультирование - это дорога с двухсторонним движением, без вклада в решение задач самого клиента рассчитывать на положительный результат в работе не приходится. Оценить способность и готовность заказчика услуг участвовать в процессе, а также реалистичность его запросов должен на этапе знакомства консультант/коуч по карьере.


8. Карьерный консультант не должен стремиться "подсадить" клиента на свои услуги. Его задача - помочь справиться с текущей ситуацией оптимальными способами и в разумные сроки. Это как минимум. А как максимум - научить клиента в будущем самостоятельно решать подобные задачи и расширить горизонты его сознания. Скрытое или явное желание консультанта "замкнуть цепь" на себе  - признак непрофессионализма и проблем с этикой. Как это определить в ходе первой встречи? Показателей несколько, к примеру: жесткий прогноз необходимости большого количества встреч и продолжительности сроков (от нескольких месяцев и до бесконечности) - обычно это определяется и корректируется в процессе самой работы; закрытие возможности для клиента прибегнуть к альтернативным способам решения, обратиться к специалистам в смежных областях  - вплоть до нелестных высказываний в адрес коллег; фразы консультанта/коуча в стиле "только я смогу здесь помочь" и т.п.


9. Примеры успешно завершенных проектов по карьерному консультированию или коучингу. Тут клиенту важно не переусердствовать, выпытывая подробности, т.к. конфиденциальность и соблюдение норм профессиональной этики никто не отменял. Примеры в формате «что было – что стало» без конкретных имен и названий компаний консультант по карьере вполне может привести.


10. После знакомства с карьерным консультантом по телефону или в ходе первой диагностической встречи у клиента должно сложиться понимание, какую услугу готов оказать ему консультант и за какой результат он заплатит деньги.


И последнее. Наличие у консультанта/коуча по карьере специального образования в этой области (курсов, семинаров), сертификатов, а также членство в профессиональных сообществах  (ассоциациях, федерациях и т.п.) - все это может быть дополнительным плюсом, если прилагается к вышеперечисленным опыту, навыкам, личным и деловым качествам специалиста, т.е. выступает вместе с ними, но не ВМЕСТО них.


Возможно, это далеко не полный перечень требований к профессионализму карьерного консультанта или коуча. Приглашаю коллег и клиентов - реальных и потенциальных - к обсуждению! Ваши предложения и замечания высылайте на мой адрес электронной почты или пишите в форму обратной связи на сайте. 


Желаю каждому найти "своего" карьерного консультанта или коуча!

Галина Бобкова


P.S. Эту статью я писала в 2014 году, когда рынок карьерного консалтинга в нашей стране ещё только-только зарождался. Прошло 6 лет. И я за эти годы накопила опыт и статистику, и карьерных консультантов стало очень много. Поэтому я изложила свои свежие рекомендации по выбору профессионального консультанта в новой статье, вот ссылка на неё