Статьи

Кризисы роста своего стартапа


Эта статья адресована начинающим предпринимателям, владельцам собственных проектов, столкнувшимся с первыми проблемами в развитии своих стартапов. Многих эти трудности пугают настолько, что они начинают сомневаться, а своим ли они заняты делом, не совершили ли они ошибку, рискнув променять стабильную работу по найму на самозанятость. Первое и главное, что хочу сказать: без паники!


У всего в жизни есть законы развития, цикличность и неизбежные кризисы, предшествующие переходу на более высокий уровень. Не исключение и наши собственные проекты. И, полагаю, лучше знать о них заранее и подготовиться, чем принять один из таких моментов за полное фиаско в бизнесе.

 

Как правило, кризисные точки располагаются на оси времени относительно старта бизнеса так: через 2 месяца, полгода, 9 месяцев, 2 года и 5 лет. Плюс-минус какое-то время, конечно же, не день в день. Мы здесь говорим о стартапе и моменте его становления. Если подумать и вспомнить биологию, то можно увидеть в этом аналогию с развитием ребенка от момента зачатия. И да, маленькие детки - маленькие бедки))

 

Как и в чем выражаются кризисы роста? Вы нашли себе дело по душе, запустились, пошли первые заказы, удовольствие от самореализации, деньги, а через некоторое время вдруг все замерло, вокруг образовался вакуум – ни клиентов, ни доходов… Или бизнес-партнер передумал участвовать в деле… Или кредит не дали... Или случилось еще что-то, что ставит под сомнение жизнеспособность вашего предприятия.


Длиться этот период неопределенности может от нескольких дней до пары месяцев. Здесь обычно возникает тотальное разочарование и желание все бросить и вернуться к привычному образу жизни - в наемный труд или давно практикуемый фриланс или на шею к мужу;) Стоит ли это делать? Решать вам. Если уровень стресса зашкаливает, то в целях сохранения здоровья, если иные способы саморегуляции пока недоступны, можно и дезертировать. Но все мы прекрасно знаем, что сбежать от проблемы – не значит ее решить. А, следовательно, когда-нибудь она опять возникнет в нашей жизни.

 

Другой, более сложный, путь – несмотря на страхи и сомнения, идти в этот дискомфорт и продолжать в нем развиваться. Ведь, что такое по сути кризис роста? Это момент, когда наш проект в данной точке достиг своего максимума, и чтобы перейти на следующий уровень развития, ему нужно выйти за пределы своей формы, то есть совершить скачок. Привычные алгоритмы и способы уже малоэффективны, нужно искать новые. Поэтому и возникает вынужденная передышка – в ней мы копим силы и имеем свободное время для осмысления происходящего, поиска свежих решений.


По мере взросления нашего проекта, взрослеем и мы сами. Задачи усложняются, температура кризисных моментов с каждым разом возрастает. Если на ранних этапах нас чаще всего тревожат вопросы недостаточного спроса, дефицита средств для вложений в проект и уровня доходов, то на более поздних (кризис девяти месяцев, двух или пяти лет) могут проявиться собственная усталость, апатия, проблемы со здоровьем, которые физически не позволят посвящать себя работе. Это плохая новость.


А хорошая заключается в том, что если мы действительно идем своим путем и занимаемся любимым делом, все кризисы преодолимы. Важно в каждом из них чувствовать момент и требования ситуации. Иногда достаточно просто все отпустить, отдохнуть и переждать – через некоторое время появятся и заказы, и деньги. В другой раз выйти из суеты и переживаний и внимательно изучить среду – возможно, будет найден инвестор или какой-то новый бюджетный способ заявить о себе миру. Когда-то сработает подход расширения линейки предлагаемых продуктов, если мы сами к этому готовы и есть спрос со стороны рынка.


Слушать, чувствовать, сохранять самообладание, заботиться о своевременном восстановлении своей энергии, оперативно реагировать и продолжать идти – вот и все, что требуется, чтобы неизбежный кризис стал точкой роста. 


С верой в вас!

Галина Бобкова

Конструктор сайтов
Nethouse