Поколение NEET или в русскоязычной версии - НЕТ – это условное название, которым принято обозначать молодых людей, которые не учатся, не работают и не проходят стажировки, а просто живут на иждивении родителей.
В нашей стране на конец 2023 года, по данным Росмолодёжи, таких молодых людей было почти 5 миллионов, а это около 13% от общего числа тех, кому 14-35 лет.
Праздный образ жизни за чужой счёт – изобретение отнюдь не нынешней «золотой» (и не только) молодёжи. Два столетия назад так же маялись от безделья «лишние люди», с которых списаны герои книг – Онегин, Печорин и Обломов. Правда, дворяне того времени получали хорошее образование и размышляли о судьбах Родины, а нынешние зумеры хотят лишь тусить, играть в компьютерные игры и легко скользить по жизни без забот и привязанностей.
Не стоит также думать, что бездельничает часть молодёжи только в нашей стране. Данное явление существует во всём мире. Причём в некоторых странах его масштабы гораздо более серьёзные, чем у нас. Например, в Турции таких молодых людей 27,9%, а в ЮАР — целых 42%.
Термин NEET (от англ. «not in employment, education, or training» - не работающий, не обучающийся, не проходящий подготовку) появился еще в 1980-х годах, но получил популярность только в последнее десятилетие.
В контексте статьи я буду исследовать данное явление применительно к нашим реалиям.
Поколение «НЕТ» неоднородно. У одних принципиальная позиция - не работать, а жить в своё удовольствие, и спонсорами такой красивой жизни становятся обеспеченные родители. Другие годами ждут «ту самую вакансию», лёжа на диване, а вся эта шелуха за 50 тысяч - не для них. Третьи пытаются куда-то устроиться, выходят, но нигде в силу своих особенностей надолго не задерживаются, разочаровываются в себе и работодателях и оседают дома, либо перебиваются редкими случайными заработками.
Почему молодёжь не стремится к реализации в социуме
Я вижу несколько причин:
1. Развитие цифровых технологий, которые позволяют учиться, зарабатывать и тратить деньги, а также общаться и развлекаться, не выходя из дома. Вся активность сместилась в онлайн, и те молодые ребята, у которых и так были сложности с коммуникациями из-за дефицита живого общения, ещё больше отгородились от мира.
2. Кризис смыслов. Изменилась идеология нашего общества, исчезли привычные ориентиры. Если в советские годы люди сначала восстанавливали народное хозяйство после войны, затем строили коммунизм, а потом, уже при рыночной экономике – карьеру и зарабатывали деньги, чтобы жить в достатке, то для многих представителей нынешней молодёжи это всё кажется не стоящим их усилий. Раньше путь был строго определён: будешь хорошо учиться – поступишь в ВУЗ – устроишься на приличную работу – будешь развиваться профессионально, расти в должности и/или доходе - сможешь обеспечивать свою семью – станешь уважаемым человеком – уйдёшь на пенсию, и мы даже подумать не могли, что может быть как-то иначе, а теперь всё стало не так очевидно.
Можно не работать и всё иметь.
Можно зарабатывать деньги безо всякого образования, причём приличные деньги. Недавно в Сети прошла информация, что зарплаты курьеров в России стали выше, чем специалистов с высшим образованием.
И наоборот, можно иметь золотую медаль и красный диплом и при этом всю жизнь впахивать за копейки, как предки.
Ну, и зачем тогда всё это нужно – учёба, работа, карьера? – задаются зумеры вопросом.
3. Кстати, одна из неочевидных причин явления «НЕТ», на мой взгляд, - это отношение взрослых к работе. Как карьерный консультант и автор публикаций по теме карьеры я вижу, что многие люди поколений иксов и игреков воспринимают её в негативном ключе, как рабство, тяжёлую повинность, где их нещадно эксплуатируют за копейки. И тем самым они явно или невольно транслируют это отношение своим детям. Ну, и какой тогда интерес к профессиональной деятельности они могут вызвать у них? Только отторжение.
4. Следующая причина - рост уровня жизни. Выживать не надо, всё есть, поэтому связка «работаю – получаю доход – могу покупать нужное» разорвана. То, что всегда есть в доступе, не ценится и воспринимается, как само собой разумеющееся, которое будет и дальше. И чего тогда напрягаться?
5. Психологические причины:
а) Стремление работать и самого себя обеспечивать – признак взрослого человека. Зумеры, выращенные в тепличных условиях, не торопятся взрослеть и брать на себя ответственность за свою жизнь. Им проще, как в детстве, полностью зависеть от родителей. Наперёд они, скорее всего, не думают – а что будет, если родителей не станет или они потеряют трудоспособность? Живут здесь и сейчас – сыто, спокойно, тепло, чего ещё надо?
б) Популяризация таких «модных» диагнозов, как СДВГ, аутизм или биполярное расстройство, которые ребята ставят себе сами без подтверждения специалистами. Это особенность поколения зумеров – они психологически подкованы и очень погружены в себя, буквально зациклены на своём эмоциональном состоянии. Поэтому чутко отслеживают малейшие колебания настроения и, чуть что, записывают себя в людей с психическими отклонениями. И получается замкнутый круг: думая, что они какие-то не такие, они ведут себя соответствующе и либо получают отказы от работодателей, либо выходят на работу, не требующую высокой квалификации, но быстро разочаровываются в ней и ретируются. В результате еще больше обрастают комплексами, что затрудняет им дальнейшее трудоустройство.
в) Перекосы в воспитании. Разговаривала недавно со знакомой, работающей учителем начальных классов. Она и её коллеги в шоке от того, какими в наше время растят детей некоторые родители. Ребёнок, не смущаясь, подходит к ней и говорит: «Посмотри на меня». Она отвечает: «Смотрю». «Видишь? Я – король» - на полном серьёзе заявляет ей мальчик. Причём психического диагноза у него нет, он явно слышит это дома. И это – не единичный случай. Слова могут быть разными, но смысл один «я – центр Вселенной». Если немало современных детей растят с подобной установкой, как потом они будут с таким самомнением начинать карьеру с самых низовых должностей? Никак. Они будут сидеть на шее родителей и в лучших традициях поколения НЕТ ждать «ту самую вакансию», которая позволит им занять подобающее место на троне. И, естественно, не дождутся.
Как показал недавний опрос ВЦИОМ, проведённый среди студентов колледжей и вузов, треть опрошенных считают справедливой для себя зарплату 100 тысяч рублей и более, а каждый пятый-шестой хочет получать такое вознаграждение. Только 57% студентов готовы после окончания учебного заведения устроиться на работу с реальной зарплатой, соответствующей уровню начинающего специалиста, - от 40 до 80 тысяч рублей.
Что делать
Взывать к совести, чувству долга или пугать возможными последствиями самих ребят, я считаю, бессмысленно. Пока хвост не начнёт гореть - они не захотят заморачиваться на эту тему. Тут лучше разговаривать с теми, кто способствует такому поведению своих детей.
Рекомендации родителям, которые не хотят, чтобы их сыновья и дочери примкнули к поколению «НЕТ»:
- В первую очередь рекомендую вам самим заниматься любимым делом, чтобы не заражать негативным отношением к работе своих детей. Если профессия не нравится – менять её, благо сейчас для этого масса возможностей.
- Сохранять разумность при воспитании детей, не скатываться в постоянное умиление и восхваление ребёнка, не растить «звезду», тем самым обрекая чадо на серьёзные проблемы во взрослом возрасте.
- Не перегружать детей кружками, секциями и занятиями с репетиторами, оставлять им время на то, чтобы они учились слышать и занимать себя, идти за своим интересом. Некоторые выпускники школы ничего не хотят, потому что за них всё отхотели их родители. Ребята просто устали и близки к депрессии.
- Наблюдать за детьми, замечать их способности, разговаривать с ними про то, что им нравится делать, рассказывать про профессии, интересоваться, кем бы им хотелось стать в будущем. Поддерживать в них этот огонёк интереса.
- Приучать детей к труду – в школе, дома, на даче и тому, что деньги не материализуются на карточке сами собой, их нужно зарабатывать. Подростков - заземлять: объяснять им, что на старте карьеры они будут лишь начинающими специалистами, но с годами их профессионализм будет расти, и зарплата - тоже.
Если бы мой ребёнок после школы сказал, что не хочет учиться или работать, я бы оставила ему минимальный набор – жильё и питание, а остальные траты на него прекратила. Никаких карманных денег, новых гаджетов, одежды, походов в кино и т.д. Хочешь всё это иметь – иди и зарабатывай.
- Если сын или дочь выходят на работу, но не приживаются ни в одной организации, с ними обязательно нужно разговаривать, выяснять причины. Если у них постоянно кто-то виноват – начальство, коллеги, условия труда – не поддерживать их в этих настроениях, а делать выводы, что проблемы, вероятно, у самого ребёнка. Находить и решать их – самостоятельно или с помощью психолога.
Все эти причины – на поверхности. Но если копнуть глубже, то ничего не происходит просто так. Я вижу такое объяснение этого нового явления: по психологическому закону, чтобы нащупать центр, золотую середину, стрелка весов сначала должна коснуться обоих полюсов. Предыдущие поколения были заточены под то, чтобы отдавать всего себя работе, порой принося в жертву всё остальное - здоровье, семью, хобби и т.д. И это – одна крайность. Другую нам как раз сейчас демонстрируют зумеры – расслабленность, внутренняя свобода, отсутствие авторитетов и страха потерять работу, готовность в любое время уйти на обед и не вернуться в офис, если что-то перестало устраивать. Думаю, обществу надо побыть и в этой точке, пообвыкнуться в ней, чтобы мышление стало перестраиваться. И тогда можно надеяться, что следующие поколения будут жить в разумном балансе рабочего и личного.
Чего я вам желаю уже сейчас, дорогие читатели!
Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, профориентолог, www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
P.S. 2 апреля на сайте "Комсомолки" была опубликована статья на эту тему, при написании которой я выступила одним из экспертов. Вторым - директор Центра социологии и социальной психологии, преподаватель МГУ. Всем родителям рекомендую данный материал к прочтению - вот ссылка.