Как рекрутер читает резюме

О том, как правильно составлять резюме, в наше время написаны сотни рекомендаций. Я сама об этом рассказываю уже больше 11 лет. Но то ли соискатели их не читают, то ли не очень понимают, зачем всё это нужно.


Поэтому, чтобы было понятнее, зайдём с другой стороны.


Рынок труда – это такой же рынок, и на нём действуют рыночные законы. Спрос, предложение, качество, цена, условия поставки и т.д. Все мы в обычной жизни постоянно что-то покупаем, ориентируясь при этом либо на то, что уже хорошо знаем данный товар, и он нам нравится/подходит, либо, если продукт новый для нас - на рекомендации знакомых или на рекламу и информацию о нём.


Перенося это на сферу рекрутинга, получаем следующее: если мы ищем работу на открытом рынке труда, значит, рекомендации - не наш случай, поэтому нам, как и любому продавцу, не обойтись без маркетинга. Если мы, конечно, хотим продать свой товар на хороших условиях, а не лишь бы сбагрить. И грамотный маркетинг начинается с изучения своего потребителя. Чтобы правильно доносить до него ценность того, что мы ему предлагаем, и точно попадать в его ожидания. Тут надо оговориться, что данная статья адресована не курьерам или рабочим на производство, которых и так с руками оторвут, а «белым воротничкам» - квалифицированным специалистам и руководителям.


Первый представитель потребителя при выходе на рынок труда – это рекрутер. У него нет задачи отказать как можно большему числу кандидатов (иначе кто и зачем стал бы держать его в компании?), а есть задача закрыть вакансию. Для этого он должен пройтись по рынку, посмотреть все предложения, выбрать из них самые подходящие и представить их заказчику.


При первом знакомстве с кандидатом рекрутер обращает внимание на следующие моменты:

1. На соответствие кандидата требованиям вакансии

2. На его адекватность

3. На тонкие моменты профессиональной биографии соискателя, различные нестыковки, преувеличения и откровенную ложь.


Теперь подробнее про каждый пункт.

1. Анализ соответствия кандидата требованиям вакансии он проводит в 2 этапа:

Первый беглый скрининг - это проверка, удовлетворяет ли кандидат формальным требованиям:

  • Его запрос в резюме - названию вакансии

Если позиция, например, звучит «менеджер по продажам», а в заголовке указано «офис-менеджер», резюме сразу идёт в папку «отказать». Даже если опыт продаж у соискателя есть, он не потрудился исправить запрос, чтобы соответствовать должности, а для продавца умение слышать запрос потребителя критично. Это первое. А второе – заголовок в резюме обычно говорит о том, что у человека в приоритете. Здесь это явно не продажи, а значит, велика вероятность, что долго он продавцом не проработает.

  • Ожидания по уровню зарплаты – тому, что может предложить работодатель

Если цифры в резюме не указаны, рекрутер обязательно уточнит это в переписке или по телефону. Значительные отклонения в ту или иную сторону от заявленной в вакансии зарплаты всегда вызывают дополнительные вопросы. Если ваш запрос сильно выше, чем готова предложить компания, ваше резюме будут рассматривать, только если других откликов нет или мало, а вы сами - идеальный кандидат для данной позиции.

  • Должности на одном-двух последних местах работы – вакансии

Соискатели часто возмущаются, почему их отклики остаются не просмотренными на джоб-бордах. А вот потому и остаются, что рекрутеру не нужно открывать ваше резюме – основные сведения о вас, в т.ч. последнее место работы, он видит в своём личном кабинете на сайте. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы на первых позициях у вас звучали релевантные должности.

  • Суммарной продолжительности опыта по профилю – необходимому для данной работы

Если в вакансии указано, что требуемый опыт работы по специальности - не менее 3 лет, а у вас всего полгода-год, ваше резюме, скорее всего, завернут на входе. А вот если в ней звучит «от 5 лет», а ваш стаж на аналогичной должности 4 года, и за это время вы много чего сделали для компании, на такое несоответствие могут закрыть глаза. Для претендентов на руководящие позиции могут принимать во внимание продолжительность не только отраслевого опыта, но и управленческого.

  • Профиля образования – требуемому, если это важно для позиции. Здесь же - наличие у соискателя необходимого квалификационного разряда, профессиональных аттестатов, допусков, водительских прав нужной категории и т.п.

Пол, возраст и регион проживания, если они имеют значение, он также отмечает и на этом основании может отправить резюме в топку, а кандидат об этом ничего не узнает, поскольку указывать их в вакансии запрещено.


Важно: если в каком-то из требований вакансии звучит приписка «обязательно», а вы этим не обладаете, откликаться на неё не стоит – только время и силы свои зря потратите. Лучше направить их на то, чтобы приобрести недостающее, если вам очень хочется попасть именно на такую позицию.


Второй этап. Если рекрутера всё устроило, он начинает вчитываться в резюме подробнее. Его интересуют:

  • Компании, в которых работал кандидат

Их названия, профиль деятельности, размер и местоположение. К примеру, если для работы важно знать региональную специфику, соискателя из другого региона будут рассматривать, только если среди местных найти такого нереально.


Если размер компании был сильно меньше, чем та куда стучится кандидат, ему, скорее всего, предложат должность ниже. К примеру, там он был директором по продажам, а здесь его могут взять лишь на позицию руководителя отдела или департамента продаж.


Есть компании, из которых принципиально не хотят брать экс-сотрудников, потому что у данного работодателя разные культурные коды с ним. А из каких-то, наоборот, очень даже любят нанимать. Например, из консалтинговых.

  • Функционал на каждом из мест работы

Стыкуется ли он с тем, что требуется для данной вакансии? Нет ли в нём пробелов, которые очень важны? Не избыточен ли для будущей работы?

  • Результаты работы

Они должны быть, независимо от позиции, но по факту увидеть их в резюме можно не больше, чем у 30% всех кандидатов. А оцифрованных и конкретных – у ещё меньшего числа. И именно им при прочих равных обычно отдаётся предпочтение. Потому что понятно, чего от такого сотрудника можно ожидать.

  • Профессиональные компетенции кандидата, а также масштабы и география деятельности – для руководителей

Да, на 100% оценить профессиональные навыки рекрутер вряд ли сможет. Но он и не должен - это задача нанимающего менеджера, заказчика вакансии. Всем любителям повозмущаться тем, что «девочки-эйчары» ничего не понимают в их специфике деятельности, надо раз и навсегда запомнить, чтобы было меньше проблем при поиске работы: рекрутер не может быть специалистом во всех профессиях сразу, коих, на минуточку, свыше 50 тысяч. Он больше – про человеческие качества и soft skills, чем про твёрдые навыки. При этом первую калибровку по компетенциям он вполне может сделать по резюме на основании функционала и результатов работы кандидата. А если тот постарался и вынес их в отдельный раздел - «саммари», это добавит ему очков за умение выделять главное и доносить свою ценность и сильно упростит задачу рекрутеру. Мотайте на ус!)


Чтобы вам было понятнее, почему так важно соответствовать вакансии, поясню на житейском примере. Допустим, вам нужно купить себе смартфон. Вряд ли вы делаете это наобум - перед покупкой вы наверняка изучаете рынок предложений и определяете нужные вам характеристики девайса. Например, процессор и количество ядер, диагональ экрана, объём памяти, ёмкость аккумулятора, число и разрешение камер и т.д. И вот представьте: приходите вы в магазин, а продавец-консультант в ответ на ваш запрос ведёт вас к стенду с кофеварками. Что вы о нём подумаете и захотите ли продолжить с ним общение? Вот и рекрутер, получая резюме с заголовком «финансовый менеджер» на вакансию «менеджер по качеству» приходит в такое же, мягко говоря, недоумение.


Или, предположим, продавец понял вашу задачу и повёл вас к полкам со смартфонами. Но стал показывать вам те из них, параметры которых никак не стыкуются с вашими запросами. Ну, потому что ему самому они больше нравятся, или он хочет продать более дорогие модели. Будете ли вы их смотреть? Только при условии, что нужного вам товара нет вообще, и найти его где-то в другом месте весьма проблематично. А если он есть в данном магазине, вы либо выйдете из терпения и наедете на такого продавца, либо быстренько свернёте с ним разговор и будете подбирать девайс самостоятельно или с помощью другого сотрудника.


Скажете, цинично сравнивать человека с гаджетом? Но у работодателей, что бы они не говорили про ценность сотрудников, очень утилитарное отношение к ним – их подбирают не из человеколюбия, а для выполнения конкретных функций. Примерно, как вы – смартфон.

2. Следующий момент - общая адекватность соискателя

Как он общается в переписке, что пишет в сопроводительном письме и в разделе «Дополнительная информация» резюме, вчитывается ли в описание вакансии или делает веерные рассылки во все компании подряд, о чём говорят явные несовпадения с названием и требованиями позиции.


В плане адекватности есть моменты на грани:

  • Неумение соблюдать субординацию – самовольные переходы на «ты», обращение к рекрутеру не по полному имени, а как к приятелю, звонки в нерабочее время, личные вопросы и т.п.
  • Жёсткость и давление – как в переписке, так и в самом резюме. Навязывание своих условий, а также все фразы, в которых звучит отрицание каких-то вариантов «таким-то работодателям просьба не беспокоиться», «такое-то не предлагать» и т.п. – это всегда на грани. Да, про себя вы можете иметь ввиду, какие компании и должности вам не подходят, но не стоит это всё писать в резюме или сопроводительном письме, чтобы не выглядеть резкими и неуживчивыми. Причём действительно «левые» компании подобные фразы, скорее всего, не отпугнут, а вот серьёзных работодателей – легко
  • Странное фото в резюме. К ним можно отнести те, на которых либо выражение лица из серии «цирк уехал, клоуны остались», либо момент, в который запечатлён кандидат, никак не деловой – на рыбалке, на пикнике, в компании друзей и т.д.
  • Смешные фразы, которые чаще всего звучат в разделе «Дополнительная информация», «Обо мне» и «Интересы и хобби». Тут можно встретить такое (выдержки из реальных резюме):


- Обо мне: дети.

- Обо мне: компьютер.

- Обо мне: лучший менеджер проектов (скромненько так))).

- Уделяю работе практически всё своё рабочее время (зато искренне)).

- 3 года занимался КВНом, могу проводить корпоративы, хорошо мариную мясо для шашлыка, играю на гитаре и губной гармошке (вакансия «финансовый аналитик» никак не связана с проведением праздников).


И за гранью: мат, оскорбления, поясничанье с целью соригинальничать, упоминание своих политических взглядов или сексуальной ориентации и т.п. Да-да, встречается и такое.

3. На тонкие моменты профессиональной биографии соискателя, различные нестыковки, преувеличения и откровенную ложь

рекрутер обращает внимание, чтобы не подсунуть заказчику товар с брачком.


Вызывают вопросы и сомнения долгие перерывы в стаже, понижения в должности, обилие в опыте коротких отрезков работы и переходов в совершенно другие направления деятельности. Это всё – ещё не повод отказать соискателю, но чтобы такое резюме попало в папку «приоритетные», а не «подумать», у кандидата должны быть какие-то очень ценные и редкие компетенции.


Кроме того, опытный рекрутер всегда подмечает соответствие обязанностей специалиста или руководителя занимаемой им должности. И здесь нередко обнаруживаются торчащие уши лжи и преувеличений кандидатов, либо наоборот, преуменьшений, если сейчас они претендуют на позицию ниже. Не соответствовать могут как выполняемые функции, так и уровень задач – слишком мелкие для данной должности, либо, наоборот, чересчур крутые, что наводит на определённые размышления.


К примеру, я как-то получила резюме, в котором кандидат писал, что, будучи руководителем отдела продаж, он занимался стратегическим и оперативным планированием деятельности компании, руководством её производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, контролем за результатами и финансовыми показателями, повышением рентабельности производства. Явно он преуменьшил свою должность с целью получить приглашение на собеседование, потому что данный функционал тянет на генерального или исполнительного директора, но никак не на РОПа.


А бывает наоборот – когда соискатель «рисует» себе позицию выше, чем была, а его обязанности явно мелковаты для неё.

Каким кандидатам рекрутеры отдают предпочтение

  • Тем, кто хорошо понимает, в чём их сила и чего они хотят. У таких соискателей не будет в запросе пяти разноплановых позиций, а в опыте работы – пересказа вольным текстом всей трудовой книжки при стаже 20+, а будет только то, что релевантно позиции, с акцентом на специализацию, результаты и ключевые компетенции.
  • Тем, кто действительно заинтересован в данной вакансии и готов приложить усилия ради её получения. Такой соискатель идёт навстречу пожеланиям работодателя, к примеру, пишет сопроводительное письмо или отвечает на тестовые вопросы при отклике на вакансию, оперативно предоставляет дополнительную информацию и т.д. И в резюме, и в сопроводительном письме у него всё написанное – не мимо вакансии, а коррелирует с ней. Потому что, рассуждает рекрутер, если человек отправляет отклики «на отвяжись», чего тогда можно ожидать от него, когда он выйдет на работу?
  • Как и в случае с покупкой смартфона, тем, чьи профессиональные компетенции идеально попадают в запрос работодателя. Чтобы эта «химия» случилась, нужно не только очень внимательно изучать описание вакансии, но в идеале ещё адаптировать резюме под неё. К примеру, у вас богатый многолетний опыт управления отделом развития компании и немало достижений на всех местах работы. Читая интересную вам вакансию, вы видите, что в задачи руководителя на данной позиции ставится экспансия бизнеса в регионы и открытие в них новых торговых точек. А у вас такой кейс как раз есть. Его и нужно хорошенько подсветить в резюме.


Подытожим. Рекрутер на этапе рассмотрения отклика ждёт от кандидата идеального попадания в контур вакансии. Чтобы его опыт, образование, профессиональные знания и навыки, а также ожидания по зарплате были такими, какие требуются для данной позиции. Такое совмещение может произойти случайно – просто потому что вы именно этим и занимались и всё это отразили в резюме. Или преднамеренно - благодаря вашему грамотному маркетингу, когда вы выносите на первый план то, что актуально данному работодателю, и убираете в тень второстепенное для него. А если в чём-то не дотягиваете, объяснение, почему вы решили претендовать на эту вакансию, рекрутер должен увидеть либо в вашем резюме, либо в сопроводительном письме.


Удачного вам попадания точно в цель!

Галина Бобкова, карьерный консультант, профориентолог

Сайт: www.ccgb.ru

Соцсети и каналы: