Деловая репутация и карьера

У каждого из нас, независимо от нашего желания, есть не только личная, но и деловая репутация. И если с личной всё понятно – мало кому из нас хочется выглядеть склочными, жадными, непорядочными, распущенными и т.д. в глазах своих родных, любимых, друзей и знакомых, то с деловой всё не так очевидно. Многим кажется, что она важна только для политических деятелей и публичных персон, которые всё время на виду, а для «человека маленького» - какая-то лишняя опция. Но это не так.


Деловая репутация влияет на наш успех в социуме, в частности, на то:

  • Легко ли мы находим работу, и много ли у нас достойных предложений
  • Часто ли нас рекомендуют и передают из рук в руки как ценного специалиста/руководителя
  • Продвигают ли нас по карьерной лестнице или, наоборот, задвигают
  • Ценят и дорожат ли нами на работе, либо первым пускают в расход при сокращениях
  • Много ли у нас клиентов, если мы работаем на себя
  • Хотят ли иметь с нами дело бизнес-партнёры
  • Приглашают ли нас в качестве экспертов СМИ, образовательные структуры и организаторы отраслевых мероприятий.


Причём с каждым годом значение деловой репутации растёт. При рассмотрении кандидатов на работу она уже встала вровень с хард и софт скиллами, поскольку в наш век интернета информация распространяется со скоростью света. Несмотря на пресловутый дефицит кадров, работодатели не готовы идти на риски и брать абы кого, особенно - на ключевые позиции, потому что такая ошибка может дорого обойтись компании. Сотрудник «с душком» не только свой участок может завалить, но также подчинённых распугать и коллег демотивировать. Поэтому гниль лучше вырезать сразу, чем позволить ей поразить здоровые клетки.


Что же такое деловая репутация и из чего она складывается?


Когда-то мой отец – руководитель с 30-летним стажем, который построил карьеру в строительной организации сам, без «мохнатых рук», рассказывал мне, как разруливал конфликт с подчинёнными. В какой-то момент в ответ на мои удивлённо взметнувшиеся брови он бросил такую фразу:


«Я не хочу, чтобы люди плевались мне вслед».


И вёл он себя так не от слабости, когда руководитель боится обострять отношения с подчинёнными, а от силы. 


Вот для меня это – про подлинный авторитет и заботу о своём добром имени. Ведь можно забить, что там кто чувствует и делает у тебя за спиной, главное – что в лицо тебе улыбаются. Но нет, нельзя.


Деловая репутация – это как запах от нас, которые невидим, но чувствуется при приближении к нам и шлейфом тянется за нами после нашего ухода. Можно сделать стрижку у лучшего стилиста, одеться в дорогие бренды, подготовить блестящую самопрезентацию, но если «пахнуть» при этом мы будем не очень, работу или сотрудничество нам вряд ли предложат. А причины для нас останутся за кадром. В том-то и засада, что тянущийся за нами шлейф мы сами порой не чувствуем, а все другие про него знают, и он их отпугивает.

Деловая репутация формируется из того, как мы:


1. Соблюдаем моральные и юридические законы

Думаю, излишне говорить, что пьянство, прогулы, воровство на рабочем месте, мошенничество, аферы и прочие неблаговидные поступки сразу ставят крест и на вашей деловой репутации, и на карьере. А ещё отечественные работодатели настороженно относятся к бывшим владельцам бизнеса, чье компании проходили процедуру банкротства.


Как это выясняется: через проверку службой безопасности; знакомство с трудовой книжкой, где фигурирует увольнение по статье; сбор рекомендаций и информации в открытых источниках.


2. Ведём себя на работе с коллегами, подчинёнными, руководством, клиентами, поставщиками и т.д.

Соблюдаем ли договорённости, выполняем ли свои обещания и обязательства, поступаем ли честно и порядочно, настроены ли на конструктив. Или, наоборот, фоним негативом, постоянно конфликтуем, идём по головам, спихиваем ответственность за свои косяки на других, врём, плетём интриги, подсиживаем и подставляем. Если мы что-то такое проделали лишь однажды, нам это ещё могут простить и забыть. Но когда это повторяется снова и снова, определённая характеристика встраивается в нашу деловую репутацию и сопровождает нас по жизни.


Как это выясняется:

  • сбором рекомендаций на кандидата с предыдущих мест работы
  • многие эйчары и руководители знают друг друга, поэтому им ничего не стоит спросить коллегу в сети или на конференции про конкретного человека. Или навести справки через контакты своих знакомых.


Аналитический центр «АльфаСтрахование» недавно провёл опрос на тему, что мешает строить карьеру. По его результатам первое место заняли все виды тяжёлых зависимостей – они ведут к 100% отказов в приеме на работу или увольнении при выявлении такой привычки. 86% опрошенных работодателей к наиболее вредным привычкам отнесли также геймерство. 45,6% респондентов негативно относятся к сотрудникам, регулярно опаздывающим на работу. Отрицательно сказывается на репутации распространение сплетен и слухов о коллегах и критика руководства. Более трети опрошенных не одобряют сотрудников, которые жалуются на постоянную усталость или даже спят (!) на рабочем месте.


3. Увольняемся или расстаёмся с бизнес-партнёрами

Красные лампочки здесь - трудовые споры и суды, в которых засветился претендент на работу, а также громкие «разводы» бывших партнёров. Под моими статьями, где я советую стараться мирно разруливать рабочие конфликты и уходить красиво, комментаторы часто возмущаются, что они защищают свои нарушенные права. Да, правда может быть на вашей стороне, но тут нужно выбирать – или вы выигрываете в моменте, но сильно осложняете себе будущее, потому что бросаете тень на свою деловую репутацию, или что-то теряете сейчас, но зато выигрываете в перспективе. Суровая правда жизни такова, что любой работодатель, узнав про то, что вы судились с предыдущим нанимателем, тут же сделает нелицеприятный вывод о вас. Он решит, что вы либо скандальны и не способны договариваться, либо не умеете выбирать компанию, либо ловите свою рыбу в этой мутной воде, и постарается оградить себя от подобных неприятностей.


Примерно то же о вас подумают и потенциальные бизнес-партнёры, если вы плохо расстались с их предшественником. Пусть даже вас кинули, но в любом конфликте всегда виноваты обе стороны.


Как это выясняется: через службу безопасности компании или, если её нет, через свои связи в органах. Вас пробивают по своим каналам и получают на вас досье.


4. Проявляемся в Сети

Все мы знаем примеры, как попадали в опалу и лишались своих постов за неосторожные высказывания на своих страничках чиновники и главы компаний. Но простым смертным тоже может прилететь.


Как показало недавнее исследование, проведённое Русской школой управления, 75% российских работодателей при рассмотрении кандидатов проверяют их профили в соцсетях. При этом 80% организаций готовы отказать человеку, если его контент противоречит корпоративным ценностям. Более того, мониторят странички не только претендентов на работу, но и действующих сотрудников, причём как руководителей, так и линейных специалистов.


Что является красными флагами для работодателей:

  • открытый негатив и агрессия соискателей
  • их политические высказывания, даже если они касаются других стран
  • ненормативная лексика
  • сомнительные фотографии, в т.ч. в купальниках и плавках (особенно это актуально для работников госструктур, образовательных организаций, а также претендентов на те должности, на которых сотрудник является лицом компании).


На чужих страничках тоже надо быть аккуратнее. Если вам кажется, что интернет – это то место, где можно безнаказанно кидаться грязью, то вам кажется. Знаете, что все мы оставляем свой цифровой след?


Цифровой след – это всё, что мы когда-либо делали в интернете: публиковали, просматривали, искали, покупали, писали и отправляли в сообщениях (фото, видео и пр.). Вы будете удивлены, но наши лайки и комментарии под чужими публикациями тоже формируют наш след.


Появился даже новый термин - цифровая репутация, которая становится частью нашей деловой репутации. Мало того, что формируется она помимо нашей воли, а иногда и вопреки ей, так ещё и полностью избавиться от информации в сети сложно, т.к. удалённые посты могут оставаться в кэше поисковиков, в архиве интернета и у администрации сайтов. Широкую известность получил случай с Бейонсе, которой однажды не понравились её фотографии с концерта, и она решила удалить их из интернета. Но даже ей с её деньгами и связями это не удалось - фото быстро стали мемом и до сих пор гуляют по сети.


Сайты в России по закону обязаны хранить данные обо всей пользовательской активности, включая удалённые файлы и переписку, в течение 6 месяцев, а метаданные — записи о действиях пользователя — в течение трёх лет.


Как проверяется цифровой след:

  • просмотром страничек кандидата/сотрудника/независимого специалиста в его соцсетях и каналах
  • поисковой выдачей в ответ на запрос имени и фамилии нужного человека
  • некоторые ресурсы заботливо хранят все реакции пользователя на чужие публикации в его аккаунте, и, зайдя в специальный раздел, их можно увидеть и сделать определённые выводы
  • через специальные алгоритмы и сервисы, которые собирают и «склеивают» все многочисленные следы человека в сети, что позволяет составить виртуальный портрет его личности. И эти инструменты всё активнее применяются в рекрутинге.


5. Ведём себя во время серьёзных перемен в стране и мире

Эта составляющая деловой репутации появилась совсем недавно, в свете последних событий. Сейчас, например, в некоторых российских организациях персонами нон-грата стали соискатели, которые уехали за границу в 2022 году, а потом вернулись.


Как видите, способов подпортить свою деловую репутацию у каждого из нас предостаточно. И самое печальное, что формируется она годами, а рушится в один момент. Это плохая новость.


Хорошая заключается в том, что все мы прекрасно знаем, как не стоит себя вести, чтобы с нашей репутацией всё было в порядке. Даже если нам этого никто не объяснил, у каждого человека есть встроенный моральный ориентир «что такое хорошо и что такое плохо», и соответственно, дело за малым – следовать ему, а не противоречить.


Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, профориентолог