Личный бренд консультанта

Рынок консалтинговых услуг для частных клиентов напоминает мне сейчас продовольственный рынок конца 90-х - начала нулевых. Тогда продукты доходили до полок магазинов и потребителей через десятки рук посредников и продавцов – многочисленных оптовиков, перекупщиков, что вызывало их удорожание в несколько раз. Потом в борьбе за покупателя продовольственные сети стали оптимизировать цепочки поставок и тем самым снижать цены.


Сейчас на растущем рынке консалтинга в роли розницы выступают непосредственно личные консультанты (карьерные, по имиджу и прочие), психологи, коучи, и т.д. (назовём их всех одним словом - «консультанты»), а встать в эту пищевую цепочку пытаются многочисленные посредники-помощники. Одни зазывают их обучаться собственно ремеслу, другие предоставляют за плату свои онлайн-площадки для размещения информации или сессий с клиентами, третьи продюсируют, создают и упаковывают им продукты, четвёртые наперебой предлагают писать для них статьи или раскручивать группы в соцсетях, пятые – создать или оптимизировать сайт, шестые – сделать платный пиар в СМИ, ну и т.д. Знаю это изнутри, т.к. мне самой постоянно поступают подобные предложения. Спасибо, конечно, но я уж как-нибудь сама;)


Впервые с тем, как подают твой продукт в мир привлечённые специалисты, я столкнулась около 15 лет назад, когда возглавляла добывающее подразделение компании. Я попробовала заказать рекламные материалы по нашим услугам, несколько раз дала интервью журналам и была просто в шоке, как поверхностно и некачественно сработали рекламщики и журналисты.  А, казалось бы, профессионалы…  Пришлось мне самой, тогда ещё не пишущей и не знакомой с PR-технологиями, всё это переделывать. И вот честно, без лишней скромности – получилось гораздо лучше, так как я была в теме и действительно болела за результат. Недавно я ещё раз попробовала посотрудничать с  «крутым» SMM-ком и тоже была сильно разочарована - его дубовые активности чуть не ударили по моей деловой репутации. Поэтому теперь регулярно учусь основам брендинга и продвижения, обязательно фильтрую, что – моё, а что – нет, и практикуюсь) Кстати, это не только полезно, но и очень интересно!


Итак, почему я считаю персональный брендинг и маркетинг – делом личным:


  1. Потому что лучше вас никто не знает и, соответственно, не сможет передать специфику вашего продукта. А когда похожих товаров/услуг на рынке много, важно уметь выделиться своей уникальностью.
  2. На статьи, написанные кем-то другим, придут ЕГО клиенты, а не ваши. Оно вам надо? И не говорите мне, что это – ерунда, лишь бы пришли. Личность производителя продукта и хороший контакт с ним для клиента очень важны, если играть вдолгую. Пусть лучше будет авторский контент с небольшими стилистическими погрешностями, чем вылизанный текст, написанный копирайтером, за которым не чувствуется живой человек.
  3. Когда вы сами продвигаете свои товары/услуги, вы крайне заинтересованы в этом, вкладываете в посты, фото, картинки и т.д. свою энергию, и на неё приходят клиенты. Нанятый маркетолог делает это на автомате, поэтому отдача может страдать.
  4. Чтобы грамотно подбирать поисковые запросы, нужно очень хорошо владеть информацией по теме и разбираться в специфике сферы. Иначе привлечённый вами специалист заточит ваш сайт под другую ЦА, а вам это разгребать. Глубоко вникать в эти моменты мало кто из сторонних специалистов готов, тут нужна отраслевая специализация.
  5. У каждого бренда есть своя философия, как у его основателя - идеология. Это о том, какой посыл вы несёте людям, как вы проявляетесь в публичном пространстве, что для вас приемлемо, а что – нет. Так вот, привлечённые помощники редко интересуются вашей идеологией. Их задача – что-то побыстрее продвинуть, хайпнуть, а как – дело пятое. От этого может пострадать ваша деловая репутация или вы можете попасть под санкции соцсетей.
  6. Занимаясь своим продвижением самостоятельно вы: а) экономите деньги и нервы, б) изучаете новое и прокачиваете свои навыки в маркетинге и IT, в) развиваете свою креативность и учитесь находить новые фишки. Маркетологи действуют по известным схемам, поэтому у всех всё однотипное. А как только новый приём стал известен всем, он тут же в разы теряет свою результативность.
  7. Доверить продвигать себя можно только человеку, который профессионал в этом деле, очень хорошо вас знает, понимает специфику вашего продукта и готов соблюдать принцип «не навреди». Чаще всего такие люди – наши супруги, друзья или близкие родственники, кровно заинтересованные в нашем успехе. Если у вас есть такой – поздравляю! Если он готов вам помогать – пользуйтесь этим. А в идеале - вникайте в суть работы и просите вас научить премудростям маркетинга, чтобы ни от кого не зависеть в будущем.


С другой стороны, наблюдая, как некоторые консультанты себя преподносят в Сети, я иногда думаю, что лучше бы они обратились к кому-то за профессиональной помощью. Как говорится, мы не можем ничего сказать, что не характеризовало бы нас с определённой стороны. За этим я вижу 2 основные проблемы:


1) Если сам консультант – личность незрелая, не решившая большинство своих психологических проблем, то в каждом посте или комментарии это будет сквозить, работая против его бренда, а не за него (хотя, допускаю, что какую-то аудиторию, близкую по мировоззрению, и такой специалист может привлечь, а кто-то хочет таким образом хайпнуть  – не оскудеет жириновскими земля русская)).


2) Если консультант действительно - полный ноль в маркетинге, и ничегошеньки не смыслит в том, как позиционировать и продвигать себя. Может быть, даже учился этому, но вот нет этой чуйки - как его слово отзовётся. Но тогда у меня возникает вопрос: а как он с таким невысоким эмоциональным интеллектом умудряется консультировать клиентов? С карьерными консультантами ещё интереснее – наша помощь клиентам всегда включает элемент карьерного маркетинга. И неважно, работаем мы с наёмным сотрудником или самозанятым лицом. В любом случае и для поиска работы, и для развития карьеры, и для создания бизнеса без маркетинга соискателя/предпринимателя не обойтись. Мне сложно представить, что кто-то из коллег хорош в нём навынос, но не умеет применять свои знания к самому себе.


Про третью проблему – что человек неграмотно пишет - я даже говорить не хочу. Кому, если не консультанту, нужно уметь отлично владеть словом – устным и письменным? А иначе как он может вызвать доверие клиента? Про сервисы для проверки орфографии, я думаю, все слышали, но почему-то многие не утруждают себя обращением к ним. Особенно грешат обилием ошибок психологи – я была подписана на один сайт и отписалась от него, т.к. невозможно было читать материалы из-за таких ляпов авторов-практикующих гештальт-терапевтов, что мама дорогая!


Вот в таких случаях лучше, наверное, поручить своё продвижение кому-то другому. И обязательно развивать себя как личность и специалиста, чтобы даже через комментарии не фонило.


И ещё в одном случае можно отдать услуги продвижения на аутсорсинг. Это тогда, когда у тебя такой поток клиентов  и других активностей (преподавание, командировки, интервью и т.д.), что самого тебя на всё уже не хватает. Но до этого многим ещё ох как далеко!:)


Про обучение ремеслу. Тут я могу судить только о курсах для карьерных консультантов, которых сейчас вагон и маленькая тележка;) Сначала все, независимо от опыта и образования, на волне спроса вдруг стали консультантами по карьере, а через пару дет – их гуру;))  О качестве обучения судить не берусь – не знаю, да и нельзя всех под один станок… Но вот что наводит на размышления: во-первых, для становления в качестве профессионала любому начинающему специалисту  требуется минимум 5 лет стажа (и это не в HR, а именно в карьерном консультировании), а потом ещё 5 – чтобы стать экспертом и иметь право учить других. Если учесть, что сама профессия карьерного консультанта появилась у нас в стране не более 8-10 лет назад, возникает вопрос - откуда у нас взялось сразу столько экспертов в ней, особенно среди тех, кто 10 лет назад даже в HR ещё не работал;))?


Во-вторых, мне неоднократно предлагали пройти обучение те коллеги, чей опыт консультирования по карьере в 2-3 раза меньше моего. Они меня не знают лично, поэтому действуют на авось. Но как они могут учить кого-то работать с людьми, если сами даже не поинтересовались, что за человек перед ними, какой у него бэкграунд, сколько лет он в профессии, ведь вся информация открыта? Просто увидели в профиле или на сайте 2 знакомых слова и давай продавать? Ну, что сказать - тут тебе и владение маркетингом, и интерес к клиенту. Налицо… Не делайте так, друзья!


В сухом остатке:


а) Коллеги, нас всех учили чему угодно, но только не продавать и не продвигать себя, но когда-то же нужно начинать это делать, правда? Построение личного бренда – это теперь пожизненная задача для всех специалистов, а особенно – для тех, кто уже стал автономной бизнес-единицей. Поэтому, мне думается, лучше раз освоить технологии его создания и развития в теории и на практике, а потом их регулярно освежать, чем всё время искать, кто за тебя это будет делать. Личный - он на то и личный, что заниматься им нужно самому.


б) Я понимаю, что консультанту, выходя на рынок, хочется сыграть наверняка и доверить свою раскрутку профессионалам. Но, на мой взгляд, тут больше проблема психологическая  - мало веры в себя и желание опереться на кого-то более сильного. А ведь не попробуешь – не узнаешь свои возможности.

Поскольку я сама консультирую клиентов, в том числе и консультантов, по созданию и развитию личного бренда, то хорошо знаю, что обычно движет людьми. И моя помощь им заключается не в том, чтобы взять на себя ответственность за их продвижение, а напротив – научить их делать это самостоятельно, опираясь на те возможности, что у них есть. Помочь осознать свою экспертность, нащупать свою уникальность, оформить всё это в виде полезных их заказчикам продуктов и подобрать подходящие именно им каналы и инструменты – это пожалуйста. Но делать это они должны сами, чтобы навык остался с ними на всю жизнь.


в) От клиентов и знакомых я знаю немало случаев, когда серьёзные бюджеты были потрачены на услуги маркетологов и рекламу, а выхлопа не было. И тут угроза – не только деньги пустить на ветер. Консультант, видя, что даже профессионалы ничего не смогли сделать, рискует совсем потерять уверенность в том, что в наше время можно раскрутиться и зарабатывать на любимом деле.


г) Чтобы консультанту не остаться внакладе из–за многочисленных помощников, ему приходится повышать цены на свои услуги. Но на высоко-конкурентом рынке бесконечно это делать нельзя, поэтому выбор у него небольшой – либо лишиться части клиентов из-за высокой стоимости (на фоне пока ещё не большой известности), либо терять в своём чистом доходе, не задирая ценник, но платя привлечённым специалистам.


Выбор - за вами!

Галина Бобкова