Как организовать работу из дома. Специально для женщин!

По запросу редакции я поделилась с читательницами известного женского онлайн-журнала wmj.ru своим видением того, как нашим современницам организовать труд из дома в формате фриланса или собственного проекта, а также рассказала, какие преимущества он дает по сравнению с привычной работой в офисе.


Дорогие подруги, мы живем в очень интересное время – с одной стороны, ситуация требует от нас ускоренного движения в сторону зрелости и самодостаточности, когда уже совсем не модно быть просто «мужниной женой», то есть заниматься только собой и домашним хозяйством, жить за чей-то счет. А с другой, вовсю заявляет о себе новая реальность, которую мы наблюдаем, - со сломом привычных моделей труда, требующих весомых жертв со стороны личной или семейной жизни, разочарованием многих в когда-то выбранной профессии и вообще понятии «карьера». На самом деле, эти тренды не противоречат один другому, а вполне органично стыкуются в формате занятия интересным делом, позволяющим себя обеспечивать без необходимости ежедневно ходить на работу. Именно сейчас, благодаря современным технологиям, появилась масса возможностей для этого – удаленный труд, фриланс, свой бизнес или партнерское участие в проектах знакомых.


Особенности дистанционной работы по найму в том, что мы физически не присутствуем на территории работодателя, но состоим в штате компании, по-прежнему продолжаем выполнять все поручения, подчиняться внутренним приказам и получать регулярную зарплату, нас обеспечивают средствами связи, материалами и ежедневно контролируют извне. При фрилансе у нас не работодатель, а заказчик, условия сотрудничества договорные, ресурсы – собственные, характер работы – проектный, где есть четкие сроки и результаты выполнения работ, за которые нам платят, т.е. если не сдал готовый продукт вовремя или с должным качеством, вознаграждения может и не быть. Сегодня нас в первую очередь будет интересовать формат работы на себя – фриланс или свой проект.


Какие плюсы и минусы в работе из дома?

Как и в любом процессе, в работе из дома есть свои плюсы и минусы. Давайте их рассмотрим.

Плюсы:

  • Отсутствие необходимости регулярно добираться до работы и обратно, выполнять на ней не всегда свои прямые обязанности высвобождает нам время и энергию для себя самой. Которые мы можем посвятить саморазвитию, заботе о здоровье, занятиям спортом, да и просто отдыху тогда, когда он необходим.
  • Возможность совмещать работу с заботой о семье, домашнем хозяйстве. В нашей женской природе заложена замечательная способность быстро переключаться с одного дела на другое, поэтому, работая из дома, мы больше успеваем, меньше устаем, не нужно разрываться на части.
  • Душевное спокойствие. Возможность самой решать, что, когда и в каком порядке делать по работе, а не находиться постоянно под зорким оком и давлением начальства, дорогого стоит.
  • Значительная экономия денег - на проезд к месту работы, покупку одежды, обуви, косметики и т.д. Даже если в компании нет дресс кода, все мы знаем, как нам важно выглядеть достойно в глазах коллег, поэтому платье мы купим не одно, а три - на смену, блузка должна быть свежая каждый день, сумки, обувь и колготки требуются в большем количестве, чем когда мы находимся дома.
  • Отсутствие обязаловки и, как следствие, некие послабления, которые можно самой себе устроить в связи с плохим самочувствием, погодой или транспортной ситуацией.
  • Выбирая фриланс или работу на себя, мы, как правило, руководствуемся не соображениями стабильности и гарантий, которые дает работодатель, а тем, чем нам нравится заниматься. И, кстати, вполне можем отказаться от каких-то заказов. Такой труд сам по себе гармонизирует наше внутреннее пространство и, как следствие, среду вокруг нас.

Минусы при работе из дома – как правило, явление временное. К новой ситуации нужно просто адаптироваться и психологически вызреть для нее, тогда негативные моменты нивелируются. Обычно они следующие:

  • Не всем бывает комфортно остаться наедине с собою, когда ранее был широкий круг общения на работе. У кого-то может возникнуть ощущение изоляции от мира, дефицита впечатлений, такого перманентного «дня сурка», когда обстановка вокруг изо дня в день сильно не меняется.
  • Трудности с профессиональным ростом, который раньше во многом обеспечивал работодатель, а также отсутствие возможности обмена опытом с коллегами, если специально не посещать профильные конференции, семинары и т.п.
  • Нестабильный доход, отсутствие социальной защищенности и гарантий (оплачиваемого отпуска, больничных и т.д.).
  • Есть риск вообще не получить свой доход, если заказчик окажется недобросовестным, а мы не подстраховались договором или предоплатой.
  • Возможно непонимание или потеря уважения со стороны родственников из серии: это не работа, а баловство, займись уже делом наконец;) К сожалению, у многих из нас а особенно – старшего поколения, до сих пор в голове сидят стереотипы.
  • Бытовые вопросы и реплики близких, для которых мы «не на работе», могут здорово мешать сосредоточиться, отвлекать от дел.

И еще один момент, который нельзя однозначно отнести к минусам или плюсам. Речь идет об определенной степени автономии при работе из дома, а свобода, как известно, подразумевает полную ответственность за себя. Раньше в офисе можно было кому-то делегировать часть своих обязанностей, разделить ответственность за неудачу с коллегами, попросить совета или помощи у руководителя, положиться на отдел рекламы в вопросах привлечения клиентов и т.д., а теперь этим всем придется заниматься самой. Кого-то это бодрит и вдохновляет, а кому-то не дает ночами спать. Все очень индивидуально.


Какие факторы во время работы из дома можно назвать “отвлекающими”? Как от них избавиться?

Отвлекающие факторы могут быть внешними и внутренними. Внешние воздействия – это вопросы и просьбы родных; звонки, сообщения или визиты знакомых; требующие внимания домашние животные, сбои в работе техники и пр. Внутренние моменты – неумение «собрать себя в кучу», зависание в соцсетях, включенный телевизор, постоянные проверки электронной почты, «улетающие далеко мысли», частые перекусы и т.п.


Как с этим справиться:

Минимизировать влияние внутренних факторов можно через развитие самодисциплины, ведь все они напрямую зависят от нас. Самое действенное средство – это планировать список задач на день и помнить, что, если мы позволяем себе излишне отвлекаться на посторонние дела, нам придется продлить свое рабочее время до тех пор, пока мы их не выполним.


Что касается внешних воздействий, то тут сначала нужно внутри себя четко выстроить понимание, что работа из дома – такая же работа, как и в офисе, а затем убедить в этом свое окружение, и быть стойкой, когда наши намерения захотят проверить на прочность. Можно сказать буквально следующее: мама (жена, дочь и т.д.) до такого-то часа работает, просьба – не беспокоить, за исключением самых форс-мажорных обстоятельств. И действительно не отвлекаться на незначительное. С друзьями в соцсетях, по телефону или скайпу поступить аналогично – сообщить, что сейчас некогда общаться, есть срочные дела. В случае, когда дома есть маленький ребенок, хорошо бы найти для него няню или попросить бабушек и дедушек, чтобы они посидели с ним хотя бы 3-4 часа в день.


Неполадки и сбои в работе техники мы заранее предотвратить не можем, но на эти случаи у нас под рукой всегда должны телефоны соответствующих служб и знание, где поблизости к дому мы можем найти быстрый интернет, принтер или сканер.


Как поддерживать мотивацию, когда тебя никто не контролирует?

Как известно из теории менеджмента, мотивация бывает внешняя и внутренняя. С внешней все более-менее понятно – это строгий начальник, жесткие планы, KPI, премии, награды, страх увольнения и т.п., - то есть рычаги управления нашей работоспособностью находятся вне нас. А как быть, когда ты и начальник, и исполнитель в одном лице, как самой себя стимулировать? За нашу внутреннюю мотивацию, поддержание ее в активном состоянии отвечает понимание, ради чего мы это делаем. Действенный вопрос «зачем?», задаваемый в период спада интереса к работе, помогает «протереть окуляры». Зачем мы выбрали именно такой формат работы, какие бонусы он дает нам по сравнению с наемным трудом на территории работодателя? Для чего мы решили заниматься именно этим делом и почему «просели» по пути? Чего мы хотим добиться, куда прийти в результате? Какие ближайшие и отдаленные последствия ждут нас, если мы позволим себе сейчас расслабиться и отпустить?

Более простой вариант подстегнуть свою работоспособность – это придумать свой личный «пряник», т.е. поощрять себя за успешно выполненную часть работы – прогулкой, чем-то вкусным, приятным или, к примеру, символической бумажной звездочкой на своей личной «доске почета».


Как организовать рабочее место?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно, ведь все мы занимаемся разными видами деятельности – кто-то готовит аналитические отчеты, а кто-то консультирует по скайпу или шьет игрушки. В идеале - выделить отдельную комнату под рабочий кабинет, чтобы не смешивать деловое пространство с личным. Если же такой возможности нет, нужно хотя бы разбить на зоны общую территорию, обустроив в ней место для своего труда. Оно должно отвечать следующим требованиям: позволять уединиться, настраивать на соответствующий лад, обеспечивать комфортные условия для работы (свет, звук, быстрый доступ к технике, инструментам, материалам) и быть максимально удаленным от спальни, чтобы взгляд на кровать не вводил нас в состояние дремы и, наоборот, вечером ничего не мешало настроиться на отдых.


Как лучше отдыхать в течение рабочего дня? Когда можно делать перерывы?

Работа в качестве фрилансера или ведение своего проекта из дома тем и хороши, что нет необходимости трудиться в поте лица по 8 или 12 часов подряд. Ученые уже доказали бОльшую эффективность работы с короткими, но регулярными перерывами. Чтобы любимое дело было в радость, а не забирало последние силы, весь объем работ, намеченный на день, хорошо разбить на некие этапы, которые технологически оправданы. Закончили один из них – можно передохнуть, погулять, покушать и пообщаться с родными. К примеру, написали статью или сделали макет буклета и перед тем, как начать их «причесывать», взяли паузу на полчаса-час, чтобы отвлечься и освежить взгляд.


Как “переключиться” после того, как рабочий день закончен - ведь ты не меняешь обстановку, как все офисные сотрудники.

По окончании рабочего дня отличным средством переключиться с делового на домашний лад и заодно встряхнуться будет прогулка на свежем воздухе. Либо придумать для себя некое ритуальное действие, которое будет служить своеобразным тумблером для перехода в режим отдыха. Это может быть танец, физические упражнения или занятия йогой, прослушивание музыки, медитация и т.д. – кому что ближе и больше подходит по ситуации. Иногда нужно принудительно погрузить себя в другое состояние, чтобы работа не растянулась на все 24 часа, особенно это касается трудолюбивых и увлекающихся натур;)


Как расставлять приоритеты, составлять списки задач, чтобы не отвлекаться на мелочи и не забывать о крупных проектах?

Важно не забывать о личном тайм-менеджменте. Если мы говорим о фрилансе, то промежуточные результаты и дедлайны обычно согласуются с заказчиком, поэтому планировать задачи с учетом их приоритетности проще. Можно, конечно, весь объем работ, рассчитанный на месяц, сделать в последнюю ночь перед сдачей, но долго ли мы протянем в таком авральном режиме? Не лучше ли будет распределить их во времени и последовательно выполнять?


Если речь идет о собственном проекте, то здесь уровень неопределенности достаточно высокий, все или почти все зависит от нас. Чтобы структурировать и развивать свою деятельность, лучше планировать цели на год. А в течение этого периода разбивать их на оперативные планы - на месяц и неделю, которые строить с учетом изменений ситуации, влияния внешних факторов и т.д. Все задачи, рассчитанные на неделю, можно обозначить как тактические, стратегические и срочные, внеплановые.


Тактические – это непосредственно рабочий процесс: для копирайтера – написание текстов, для дизайнера – разработка макета, для бухгалтера - проводки, а также контакты с заказчиками, поставщиками, госорганами и т.д. Этому виду дел мы обычно отводим не менее 40-50% рабочего времени. Стратегические – работы на перспективу, вложения в будущее, которыми нельзя пренебрегать. Сюда можно отнести рекламу и продвижение услуг, установление полезных деловых связей, продумывание новых продуктов, идей и методов работы, самообразование, участие в отраслевых выставках, конференциях и т.п. Срочные задачи – те, которые мы не можем предвидеть заранее, но, тем не менее, лучше оставить для них ресурс времени. Сколько именно – зависит от специфики бизнеса, в среднем – 10-20 процентов. Это прием новых заказов, исправление ошибок, разрешение недоразумений с клиентами или поставщиками и т.п.


В конце каждого рабочего дня полезно подводить итоги в разрезе: что удалось реализовать из намеченного, что не получилось и в чем причины, как в следующий раз можно сделать по-другому. И следом составлять списки задач на завтра, увязывая их с недельным планом и выполненными сегодня объемами. Самые сложные работы правильнее планировать на наиболее продуктивное время – для большинства из нас это утренние и дневные часы. Если вдруг случился простой по независящим от нас причинам – ждем от кого-то информации, нет заказов – можно заняться аналитикой текущей ситуации на рынке или показателей собственной деятельности.


Как я уже сказала выше, полезно помнить, что то, что было запланировано, но не сделано в срок, само собой никуда не рассосется, нам придется посвятить этому другое, часто – нерабочее время. Для тех, кому важно четкое разделение на личное и профессиональное, это должно послужить хорошим стимулом. Тем же, для кого занятие любимым делом является стилем жизни, а структура и планы скорее угнетают, чем помогают, больше подходят спонтанность и экспромты, гибко перестраивающийся график, в том числе отдых в будние дни и работа в выходные. Но и здесь определенная степень самодисциплины необходима, иначе есть риск «зависнуть» в одном из состояний – ничегонеделания или трудоголизма - надолго.


Интересной, плодотворной и дающей энергию вам работы из дома!

Галина Бобкова


Ссылка на публикацию интервью в онлайн-журнале