Как сделать хобби профессией и не пожалеть об этом

"Выберите себе дело по душе, и вам не придется

работать ни одного дня в своей жизни".

Конфуций


Рассматриваем на консультации с клиентом возможности смены привычной, но не приносящей удовольствия работы, на что-то более для него интересное. Логично возникает вопрос, можно ли монетизировать давнее хобби*, сделав его профессией.


Рассуждаем о том, чем человек любит заниматься в свободное время, он мечтательно прикрывает глаза, представляя, какое было бы счастье ещё и зарабатывать на этом…, но тут же нередко спохватывается и выдаёт следующие аргументы «против»:

  • Для меня хобби – это порыв, полёт, творчество в абсолюте, а если сделать его ежедневной работой, всё вдохновение уйдёт, останется обязаловка, и руки опустятся. Так чего доброго, ещё и к самому увлечению интерес потеряю.
  • Если моё хобби станет единственным способом заработать деньги, то я буду озабочен не тем, как сделать что-то лучше, а тем, как производить и продавать своих товаров/услуг чаще и больше. Получится эффект конвейера, соответственно, качество пострадает.
  • Когда я что-то творю, создаю, я делаю это для себя и так, как нравится мне. Если я переведу это на коммерческие рельсы, то буду вынужден подстраиваться под вкусы и требования заказчика, и мне это будет уже не в радость. Также, возможно, результат будет не очень. Самый простой пример: человек для себя и знакомых занимается дизайном интерьера, всем нравятся его проекты, но он боится, что, когда это станет профессией, он будет вынужден выполнять заказы уже обычных клиентов, в т.ч. тех, вкусы которых ему не близки. И получится, что результат - ни уму, ни сердцу.
  • Сейчас хобби для меня – это отдушина, я в нём отвлекаюсь от суеты, черпаю силы и перезагружаюсь для основной работы. А если это будет ежедневной обязанностью, то у меня не останется такого оазиса для удовольствия и восстановления.

Бывают и другие возражения, но эти статистически звучат чаще всего. Что могу ответить? У нас до сих пор бытует мнение, что:


а) Творчество – это что-то совсем оторванное от реальности, неземное и не подлежащее продаже, хотя лично я уверена, что оно должно присутствовать абсолютно в любой профессиональной деятельности, хоть бухгалтера (так же, как и умение продавать себя как специалиста и продукты своего труда). Отсюда следует пункт 


б) На работе мы должны работать за деньги, а в хобби наслаждаться и отдаваться потоку, т.е. эти вещи несовместимы (чувствуете, да, какая тяжеловесность появляется при этом у понятия «работа»?;)). Нетрудно догадаться, что те, кто придерживается этой точки зрения, свою обычную работу всегда воспринимают как повинность, забирающую силы и вкус к жизни. Это не значит, что они делают её плохо, нет, они могут стараться, но внутри сидит вот эта тотальная обреченность. Знаете, это как некоторые мужчины выбирают жену по расчёту или как удобную функцию и терпят её, а удовольствие ищут на стороне, с любовницей;) На это Альфред Адлер сказал: «Две женщины – это меньше, чем одна. Подчас эта истина объясняет склонность к полигамии.». Вот и с работой у некоторых, похоже, так же;)


Как-то на заре своей деятельности в качестве карьерного консультанта я на LinkedIn в одной ветке написала, что занимаюсь любимым делом и всем этого желаю. На что один незнакомый участник группы в статусе руководителя (имеющий, кстати, психологическое образование)  резко мне ответил, что это – сбитые прицелы. Мол, работа – это всего лишь способ зарабатывать деньги, а любить нужно супруга, детей, родину и т.д. Что тут сказать? – что ожидаем, то и получаем.


Следовательно, что мешает людям сделать хобби своей профессией:


1. Вот это вот разделение на «жену» и «любовницу». Казалось бы, чего проще – объединить их в одном лице, чтобы любить то, чему посвящаешь треть своей жизни? Но нет, тогда ведь уйдёт ощущение маленького (и тайного) удовольствия;) А ещё – придётся вкладываться, т.к. теперь у тебя «одна женщина»;)


2. Психологическая незрелость, то есть вынесенный вовне локус контроля и сложности с самодисциплиной. Ведь что такое, по сути, утрата вдохновения и стремление что-то побыстрее состряпать и продать? - зависимость от чего-то внешнего, что рулит тобой (настроение, нужда в деньгах и т.д.). А сам-то ты где? Почему не ТЫ не решаешь, как ты будешь выполнять свою работу и поддерживать в себе драйв? Если вы боитесь захлебнуться в потоке заказов и выгореть, работая по 15 часов в сутки (как жалуются некоторые начинающие предприниматели), то, опять же, от кого это зависит? Кто должен дозировать вашу нагрузку? Клиенты? Полноте, друзья!)


3. Неуверенность в себе как профессионале. Мнение заказчика, конечно, нужно учитывать, но вы на то и специалист, чтобы корректно влиять, а то и формировать его (когда достигнете высокого уровня мастерства). А если основная цель всё-таки продать, то да, вы будете плясать под дудку любого клиента, и уважения к вам это точно не прибавит.


Тут очень тонкий момент – как найти и сохранить баланс между своим профессиональным видением и требованиями заказчика. Одинаково плохо – не слышать своего клиента и не верить самому себе.  Если ваш потребитель – не обезличенный (это когда вы производите какие-то товары и выставляете их на продажу), а тот, от которого вы сами принимаете заказ, то в начале своей деятельности я рекомендую больше прислушиваться к нему. Если уж нет совсем явных противоречий между его запросом и технологиями, принятыми в вашем деле. Клиенты нас тоже много чему учат, поэтому гнуть своё «я – художник, я так вижу» на этапе становления точно не стоит. Да и кто сказал, что ваши вкус и мнение – эталон?


Но с годами пропорция между «слушать» и «предлагать» у взрослеющего мастера должна смещаться в сторону второго. Опять же, до разумных пределов. А опытные и признанные в своей области эксперты скажут вам, что клиента ещё можно и выбирать, но до этого нужно дорасти;)


4. Желание побыстрее и побольше заработать, нетерпение. У всего есть свой срок, и у становления в качестве автономного специалиста – тоже. В первые год-два ожидать тех доходов, которые были в найме, крайне наивно. Даст Бог, года через 4-5, если будете правильно развивать свой проект, выйдете на привычный уровень. Но люди не готовы ждать, им подавай немедленный успех. Отсюда стремление поставить на поток то, что должно быть штучным товаром. Конечно же, в этом случае пострадают и личная способность творить, и качество продукта, и собственная репутация. Что, безусловно, отразится, на вашей востребованности как специалиста. Так и возникают стоны не выживших в стиле: я вот сделал хобби профессией и пошёл нищим по миру. Значит, что-то ты не так делал (см. выше).


И ещё один момент. Важный выбор между "подлинным искусством" и "попсой". Если вы действительно обладаете профессионализмом и вкусом (а это могут оценить только мастера уровня выше вашего), и для вас архиважно делать что-то именно так, как вы это видите, нужно учиться: а) ставить деньги не на 1-е место, б) понимать, что ваш продукт – далеко не для всех. Массовый спрос у нас пока, увы! наблюдается на то, что делается на потребу публике, хотя всё постепенно меняется. Тоже приведу пример из личного опыта. Лет 5-6 назад на одном деловом ресурсе я разместила статью про призвание (не рекламную, а с конкретными рекомендациями на базе своих наблюдений), на которую со стороны тогда ещё неподготовленной аудитории было больше негативных откликов, нежели положительных. Отстреливалась, как могла;) А один из читателей, HR-коллега, видя всё это, в личку мне написал, что либо мне нужно учиться не реагировать на подобный мусор, либо девальвировать свои тексты, делая их попсовыми.  Мне важнее самоуважение, поэтому я выбрала первое. Сегодня, кстати, про призвание не говорит и не пишет только сами знаете, кто;)


Если вы выбираете не плясать под дудку толпы, то будьте готовы и к критике, и к долгому пути к признанию. Но если не спасуете и продолжите делать качественный продукт, то своего потребителя вы всё равно найдёте. Для наглядности: есть российские сериалы «на каждый день», что по-быстрому стряпают на коленке, а есть авторское кино или фильмы Тарковского, которые смотрят немногие, но этим мастерам массовка и не нужна. И если вы решаете быть собой, Художником с большой буквы, то будьте столь же сильными и независимыми, как признанные мэтры.


5. Иногда действительно бывает так, что какое-то из своих любимых творческих занятий не хочется коммерциализировать, чтобы не зависеть от требований заказчика. Тогда я советую оставить его в качестве вспомогательной функции для продвижения своего личного бренда, но при этом найти то ключевое направление деятельности, которое будет вас кормить. К примеру, вы любите писать тексты, и у вас это отлично получается. Но становиться копирайтером вы не готовы, так как тематику и стиль изложения своих материалов хотите выбирать сами. В этом случае можно сделать так, чтобы ваши публикации продвигали ваш бренд, продавали вас и ваши товары/услуги. Сейчас это очень распростанённая история.


Другой вариант реализации своих талантов и интересов: просто заниматься любимым делом - писать прозу или стихи, публиковать свои работы и со временем стать известным и читаемым поэтом или писателем, зарабатывающим на своих книгах и выступлениях перед публикой, как, к примеру, Вера Полозкова или Кот Басё.


И напоследок. Не делайте хобби профессией, если:


а) Вы представляете свою будущую работу как лёгкую и приятную прогулку по берегу шелестящего у ног моря. Трудиться придётся, если вы хотите, чтобы ваши товары/услуги пользовались спросом. Решать проблемы, переживать кризисы и постоянно работать над собой  – тоже. Будь у вас хоть частная практика, хоть компания с наёмными лицами, личность основателя всегда напрямую влияет на успешность его бизнеса. Да, занятие любимым делом даёт больше удовольствия от результатов работы и сил преодолевать трудности, но точно не является беззаботным времяпрепровождением. В том афоризме Конфуция, что вынесен в качестве эпиграфа к статье, думаю, речь идёт не о том, что трудиться в любимом деле не нужно, а о том, что не будет работы в привычном понимании, т.е. необходимости "отбывать повинность".  


б) Вы не готовы потерпеть даже временный дискомфорт, связанный со снижением дохода и освоением новых территорий (обучение продвижению, продажам, ведению учёта и т.д.). Работайте себе и дальше по найму за гарантированную зарплату.


в) Вы настолько привыкли к тому, что кто-то должен обеспечивать вам объём работ, организовывать ваш рабочий день и вообще всячески контролировать и направлять, что сами это не потянете. Тогда уходить в автономию вам пока ещё рано.


С верой в вас!

Галина Бобкова


_______________

* Хобби, увлечение  может быть любым, не обязательно это творчество в общепринятом понимании (рисование, музыка, поэзия, фото, дизайн и т.п.) или рукоделие (шитьё, вязание, роспись платков и т.д., сюда же можно отнести и выпечку). Многие коучи, психологи, массажисты, астрологи и айтишники начинали с бесплатной помощи своим знакомым.