Статьи

Старт в профессии: рекомендации студентам ВУЗов

Молодежь, только-только получившая образование и впервые  в жизни выходящая на рынок труда, на мой взгляд, четко делится на 2 основные категории: первых разбирают еще "щенками", т.е. студентами, у  вторых, наоборот, наблюдаются серьезные сложности с поиском работы, следствием чего обычно является трудоустройство не по специальности и на должности более низкого уровня квалификации, чем получены в ходе обучения, – в магазины, кафе, салоны сотовой связи и т.п. Есть еще небольшая прослойка тех, кто благополучно решил вопрос с работой после вуза с помощью родителей или, минуя найм, сразу затеял стартапы с друзьями, но она погоды не делает, поэтому не о ней речь.


Когда я занимаюсь подбором линейного персонала, то пачками получаю резюме от вчерашних выпускников самых разных вузов и специальностей, претендующих на вакансии продавца, оператора колл-центра и т.п. Я очень хорошо отношусь к этим должностям, но, строго говоря, на них можно работать и без высшего образования, если с культурой поведения и общей эрудицией полный порядок. Особенно настораживают случаи, когда на такую работу просится обладатель диплома МГУ, Плешки или другого именитого университета, к тому же, закончивший магистерскую программу. Тут впору задуматься, может, действительно у ребят нет шансов без опыта найти что-то более подходящее их квалификации? Э, нет, не все так просто.


Действительно, в силу и ценность современного высшего образования мало кто из нанимателей верит, если корочки не подтверждены стажем работы. Но что мешает начать его приобретать заранее? Не буду тут особо останавливаться на той одаренной  и блестяще образованной молодежи, для которой серьезные работодатели создают системы отбора талантов, стажировок и т.п. Это, скажем так, верхушка пирамиды, и места на ней доступны обладателям определенных способностей и специальностей. Хотя и в этих случаях корпорациям важны не столько знания, вынесенные из стен престижных вузов, сколько целеустремленность и ум молодых людей, позволившие им в эти вузы поступить и стать одними из лучших студентов. Это - своего рода гарантия, что парень или девушка будут также серьезно относиться к своим профессиональным обязанностям.


На мой взгляд, гораздо большего внимания заслуживают ребята, у которых нет такой с детства заданной установки на построение корпоративной карьеры, а есть искренний интерес к будущей профессии, умение трудиться (в т.ч. и в учебе) и социальная активность. У этой молодежи тоже обычно проблем с трудоустройством не возникает, даже если специальность сейчас не очень востребована рынком труда. Свое первое место работы они находят, как правило, еще во время обучения, либо временно (и иногда – бесплатно) подрабатывают в смежной сфере. К примеру, будущий дизайнер стажируется в маркетинговом/диджитал-агентстве или самостоятельно развивается как фотограф, иллюстратор. Студенты лингвистических факультетов в свободное время занимаются репетиторством или переводами для знакомых, а обучающиеся на IT-специалистов делают для друзей сайты.


Даже мало востребованные современным рынком будущие психологи и то не остаются без работы, если действительно хотят связать свое будущее с выбранной профессией. Они работают тьюторами, терапистами программы АВА для детей с аутизмом, волонтерами в благотворительных фондах или хосписах и т.д. Мест, где можно прокачать свои навыки работы с людьми, на свете немало. А самые-самые из них еще и выбирают!) Свежий пример: девушке – студентке 5 курса, будущему клиническому психологу, на экзамене преподавательница предложила работу по ее профилю в возглавляемом ею детском центре, но та отказалась, так как уже работает в другом аналогичном центре;) Вот вам и отсутствие спроса на клинических психологов!


Да, скорее всего, у всех этих увлеченных ребят будут не те доходы, которые получают обладатели экономических специальностей, устроившиеся на работу в компании «большой четверки», но ведь нужно с чего-то начинать свой профессиональный путь. Как сказал Гарольд Дженин, сначала возьмите опыт, деньги будут потом. И кто знает, куда этот путь приведет через несколько лет и тех молодых карьеристов из консалтингового бизнеса, и этих ребят, которым нравится именно их дело. Еще лет 10 назад мы и подумать не могли о том, что случится переизбыток юристов и бухгалтеров, и их первыми начнут сокращать, но сейчас мы все это наблюдаем!


А проблемы с трудоустройством по окончании вуза обычно возникают у тех, кто и профессию себе выбрал случайно, и учился не ахти, и работать не спешил – мол, еще успею. Да вот нет, если не начал набирать практический опыт еще в студенчестве, и не относишься к той золотой прослойке вундеркиндов, шансов получить достойные предложения от работодателей, прямо скажем, немного. Оно и понятно - мало кому из них хочется принимать на работу "кота в мешке" (а как иначе сказать, если в прошлом из достижений у выпускника – чистый лист?) и брать на себя задачу растить человека во всех смыслах – и профессионально, и личностно. И без того забот хватает.


Подытожим. Выводы для стартующих в профессии (и для их родителей – мудрых советчиков):


  1. Начинать работать по специальности или близко к тому нужно, если не с первого курса вуза, то хотя бы с предпоследнего. А с первого-второго, если есть возможность совмещать с учебой (и особенно – если учеба платная), подрабатывать не по профилю, а ради дохода и, что важнее, - формирования навыка трудиться. Это как у учеников начальной школы – в первых классах они не столько получают знания, сколько развивают само умение учиться, которое потом пригождается и в старшей школе, и в целом по жизни.
  2. Если какие-то созвучные вашей специальности виды работ носят временный характер и не предполагают оформления по трудовой книжке, но других предложений нет, нужно брать то, что дают. Скажу крамольную вещь, о которой многие не знают: в резюме мы включаем реальный опыт, а не официальный. Не будет записи в трудовой – не беда, рекрутер или нанимающий менеджер всегда смогут проверить наличие практических знаний и навыков.
  3. Все виды правильных активностей студента во время обучения – ему в плюс. Студенческие или дискуссионные клубы, участие в волонтерских проектах, научных мероприятиях и международных программах обмена, стажировках – все это точно пригодится для резюме и позволит обратить на себя внимание и преподавателей (которые могут дать отличные рекомендации или, как в описанном выше случае, сами пригласить на работу), и будущих нанимателей.
  4. Студентам творческих направлений портфолио можно и нужно формировать еще во время обучения, независимо от того, есть постоянная работа или нет. Это могут быть собственные или фриланс-проекты, к примеру: ведение блога или тематических групп в соцсетях, написание статей на заказ, разработка фирменных логотипов или сайтов, отрисовка макетов и т.п.
  5. Если в процессе обучения вы поняли, что произошла ошибка с выбором профиля образования, то лучше в этом случае будет сменить специальность на более подходящую. Зачем занимать чужое место и терять время? Либо, если есть сомнения, не бросать учебу, а параллельно ей пробовать себя в желаемой сфере, начав работать в ней с любой доступной позиции. И затем уже решать, менять направление обучения или оставить как есть.


Разумеется, все эти рекомендации относятся именно к текущему моменту. В будущем, как я уже неоднократно писала, все меньше и меньше людей будет занято в наемном труде. Но! Набирать опыт и формировать навыки подавляющей части молодежи пока лучше в уже существующих структурах. Перенести их в свои проекты еще успеется;)


Успешного вам старта, дорогие студенты и выпускники ВУЗов!

 

Конструктор сайтов
Nethouse