Статьи

Типы кандидатов на рынке труда и рекомендации каждому из них

Сейчас в публикациях много советов дают кандидатам по тому, как составить резюме, как вести себя на собеседовании или где искать вакансии. Все эти рекомендации, безусловно, полезны, но не учитывают важное обстоятельство – психологический портрет соискателя. Как известно, что подходит одному, малопригодно для другого человека. Давайте попробуем разобраться, какие типы кандидатов существуют на рынке труда и на что стоит обратить внимание при поиске работы каждому из них.


На рынке труда я бы выделила 4 основных типа кандидатов:


  • Тип 1 - обладают профессиональными знаниями, навыками и реальными достижениями, но продать себя не могут – ни в резюме, ни на собеседовании. Это такие скромные рабочие лошадки, которые обычно всё на себе везут, а лавры достаются другим.
  • Тип 2 - толком ничего не знают и не умеют, результатов работы нет, но зато их сильное место – отличный самопиар. Это любители пускать пыль в глаза. Выезжают на умении понравиться.
  • Тип 3 - и квалификация низкая, и продать себя не могут. Обычно это начинающие специалисты – выпускники ВУЗов или те, кто меняет профессию.
  • 4-й, самый редкий тип – профессионалы, осознающие свою ценность и умеющие донести её до других. Их мало, но предложений о работе у каждого в среднем в разы больше, чем у представителей других категорий.

Разберем отдельно каждый тип кандидатов.

Первый - рабочие лошадки, которые всё знают и умеют в своей профессии, но продать себя не могут, соответственно, их шансы проявить свой высокий профессионализм на новом месте не очень высоки – предложения о работе у них в дефиците.


Причина этого чаще всего кроется в излишней скромности, неуверенности и сомнениях в себе (из серии «хвалиться – это плохо») или гордыне («почему я должен себя пиарить? - мои достижения сами за себя говорят») – что, в общем-то, является двумя сторонами одной медали.


Какие советы можно дать им:


  1. Ваша ценность как специалиста, если и известна, то только вам и, возможно, бывшему работодателю. А откуда о ней узнает потенциальный? До него её нужно донести. Представьте: вы приходите в магазин за новой бытовой техникой, аналога которой еще не было на рынке. Станете ли вы покупать вещь, не глядя и не запрашивая в подробностях её технические характеристики? Вряд ли. Будете смотреть, вертеть, изучать инструкции или пытать консультанта, пока не выясните всё, что вам нужно. Задача производителя и продавца – представить вам товар лицом, показать его преимущества. То же самое и с вами как кандидатом – презентуйте себя, расскажите, на что вы способны, в этом нет ничего нескромного.
  2. Если с осознанием собственных сильных сторон, навыков и достижений пока сложновато (уметь делать что-то руками или головой – это одно, а вот суметь вербализовать это – совсем другое искусство), обратитесь за помощью к коллегам, руководству, знакомому специалисту по персоналу, карьерному консультанту – тем людям, которые «играют на вашей стороне» и смогут положительно вас оценить. Расспросите их о себе и своих профессиональных способностях. Взгляд со стороны обычно бывает очень полезен.
  3. Что делать, если ваши сложности с самопрезентацией связаны с тем, что вы считаете себя таким профессионалом, результаты работы которого говорят сами за себя:

Во-первых, очевидными они могут казаться только вам, поскольку вы знаете ситуацию изнутри, а потенциальный работодатель – нет. Названия должностей в различных компаниях могут подразумевать самый разный функционал и задачи. И потом, говоря начистоту, если бы ваша ценность как сотрудника была известна далеко за пределами вашего прежнего места работы, то это не вы бы сейчас искали вакансию, а на вас бы охотились хедхантеры. Чтобы избежать сильных разочарований при избавлении от иллюзий, стоит однажды и навсегда понять: мир вам ничего не должен, а потенциальный работодатель не обязан догадываться и искать ваши скрытые таланты.


Крайним проявлением данной позиции кандидата является его самоутверждение в роли жертвы, считающей себя незаслуженно игнорируемой работодателями. Или, ещё того хуже, переход в наступление - обвинения специалистов по персоналу в непрофессионализме и бесчеловечности, как это делают сейчас многие невостребованные соискатели, особенно - претендующие на высокие должности. А проблема обычно кроется в них самих – их неумении доброжелательно и на равных коммуницировать, заинтересованно предлагать свою кандидатуру, подтверждать профессиональные компетенции, то есть, по сути, продавать себя. Когда-то чего-то добившись в карьере, они считают, что теперь ниже их достоинства что-то пытаться доказать «зелёной девочке-эйчару», надевают маску презрительности, требуют сразу аудиенции у генерального и на этом «горят». Кому понравится такое отношение? Круг замыкается – подобные кандидаты в ракушке своей обиды и претензий к миру становятся персоной нон грата для работодателей. Надеюсь, что это не про вас. Идём дальше.


Во-вторых, умение достойно презентовать себя или продукт своего труда – в ряду самых востребованных навыков в современном мире. Причем, практически на любой должности. Если раньше это было актуально в основном для продавцов и менеджеров клиентского сервиса, то сейчас важно уметь достойно представить идею, материал, решение, проект не только потенциальным покупателям или заказчикам, но и партнёрам, поставщикам, коллегам, руководству, инвесторам и т.д. Навыки продаж и эффективной коммуникации следует развивать в себе всем, независимо от рода деятельности и уровня запрашиваемой позиции. Иначе можно навсегда остаться ценным специалистом, о ценности которого знает только он сам.


Следующий типаж – те, кто мало чего по-настоящему умеют в профессии, но зато преуспели в пиаре себя. Обычно это очень амбициозные молодые и не очень люди, стремящиеся на руководящие позиции, где также будут пускать пыль в глаза вышестоящему начальству, зачастую выдавая чужие достижения за свои. Они какое-то время успешно создают видимость бурной деятельности, но ровно до тех пор, пока не встанет вопрос об их личных показателях эффективности. В таком случае они либо пытаются компенсировать свою бесполезность непомерным обаянием и угодливостью сильным мира сего, либо ищут виноватых. Держатся в компании до того момента, пока их руководство готово закрывать глаза на отсутствие результата с их стороны, а потом – новые поиски работы и новая волна самопиара. Таких сотрудников много среди госслужащих и в крупных известных компаниях – там, где есть ресурсы.


Важно не путать этот тип с другим, представители которого не скрывают недостатка своей квалификации, но с лихвой компенсируют его высокой степенью мотивации. Главное отличие первых от вторых в том, что самопиарщики утверждают, что они УЖЕ чего-то достигли и обещают повторить свой подвиг ещё. А мотивированные кандидаты говорят: да, у меня мало (нет) опыта, но мне это очень интересно, я смогу, дайте шанс! Последние не просят много денег - им важнее получить возможность развить навыки и наработать опыт, "продавцы себя" настаивают на том, что стоят дорого.


Что можно посоветовать тем, кто умеет себя продать без реальной базы под этим? Лучшим вариантом приложения этой способности будет соответствующая профессия – продажи, реклама, PR, внутренние коммуникации и т.п. Там вы сможете полноценно реализовать свой талант, если не будете сразу рваться в руководители. В противном случае, не освоив профессию, так и рискуете навсегда остаться самозванцем, постоянно работающим под дамокловым мечом разоблачения.


Если же эти сферы вам неинтересны, идите туда, куда хотите и можете себя продать, но, придя, подтягивайте свой профессиональный уровень под свои обещания. Вы же не собираетесь всю жизнь кочевать из компании в компанию, выступая красивой оболочкой, и оставаясь профессионально пустым внутри? Лучшее средство от этой пустоты - найти дело, сферу, которая заинтересует по-настоящему, увлечёт. Тогда все усилия по освоению ремесла будут в радость.


Раньше, в сытые годы, истории подобных «мыльных пузырей» могли длиться десятки лет, зачастую таких умельцев красиво себя преподнести даже переманивали. Нынешний кризис всё расставил на свои места. От бесполезного балласта работодатели спешно избавляются, поэтому на рынок сейчас вымыто огромное число руководителей и специалистов, не способных приносить реальную пользу. Менеджеры по персоналу стали гораздо проницательнее и умнее, их уже сложно очаровать красивой оболочкой, за которой нет реальных компетенций. Делайте выводы.


Третий тип – кандидаты, не обладающие профессиональными навыками и опытом и не умеющие себя продать. Как уже было сказано выше, чаще всего это выпускники ВУЗов и те, кто меняют профессию, т.е. начинающие специалисты. Их и без того невысокая личная самооценка получает дополнительное отрицательное подкрепление в связи с тем, что гордиться в плане карьеры им пока нечем.


Понятно, что этим людям сложнее всего найти работу, но ситуация вовсе не безвыходная. Что можно рекомендовать в данном случае? Чтобы получить возможность нарабатывать опыт и достижения, вам, прежде всего, нужно трудоустроиться – это очевидно. Поэтому начинать лучше с развития умения позиционировать себя на рынке труда, достойно выглядеть в переговорах с потенциальным работодателем. Это достигается за счёт следующего:


Во-первых, осознания сильных и слабых сторон своей личности, чтобы уметь грамотно «подсветить» первые и скорректировать вторые, если это возможно (как, например, с развитием уверенности в себе). Либо нивелировать недостатки с помощью других своих способностей. Несмотря на то, что существует расхожее выражение «хороший человек – это не профессия», специалисты по подбору персонала большое значение уделяют не только профессиональным умениям кандидата, но и его личностным качествам, системе ценностей и мотивации. А наиболее опытные и грамотные из них в первую очередь оценивают именно совместимость соискателя с коллективом и корпоративной культурой компании, ведь развить умения для работы гораздо легче, чем изменить внутренние установки человека, его характер. Следовательно,


Во-вторых, вам важно постоянно развивать себя как личность, а также не врать на собеседованиях. Натренированным глазом рекрутёр сразу увидит неискренность и амбиции на пустом месте, поэтому потеряет интерес к такому претенденту на работу в компании. Более выигрышным вариантом поведения будет честно признать недостаток или отсутствие профильного опыта, но пояснить, какие личные качества помогут вам быстрее состояться профессионально, как ваша сильная мотивация с лихвой компенсирует низкую (пока) квалификацию. При подготовке к собеседованию будет полезно вспомнить о своих достижениях, реализованных проектах, которые вполне могут характеризовать вас как подходящую кандидатуру для будущей работы. К примеру, вы до этого много лет были бухгалтером, а сейчас хотите стать специалистом по организации мероприятий в event-сфере. Большим плюсом для вас будет рассказать о том, как вы вместе с друзьями организовали какие-то праздники, флешмобы, квесты и т.п. Или как сами вызвались помочь службе персонала компании в подготовке корпоратива, если, конечно, такой опыт реально имел место в вашей жизни. Фантазировать не нужно – это всё легко проверяется.


В-третьих, навык продаж и самопрезентации можно развить. Если пока вам сложно достойно себя презентовать, начните с тренировки. Выявив свои сильные стороны, вспомнив прошлые успешно реализованные проекты, подготовьте краткий рассказ о себе на 3-7 минут и запишите его на диктофон или камеру. Послушайте, что получается. При необходимости повторите столько раз, сколько потребуется, пока не останетесь довольны результатом. Ещё лучше будет продемонстрировать живую самопрезентацию своим друзьям или родным. Пусть они побудут в роли представителей работодателей для вас, а потом дадут обратную связь. В идеале – хорошо бы найти на такую роль знакомого HR‑специалиста. Это касается не только этапа собеседования, но и составления резюме. Покажите проект документа своим знакомым, кто сможет его объективно оценить, и попросите ответить на вопрос, заинтересует ли такой кандидат, что нужно поправить.


Далее, развивая навык самопрезентации, нельзя забывать и о наращивании профессионализма, чтобы не перейти в категорию 2, о которой было сказано выше. Если вам повезло, и вы быстро получили приглашение на работу, развивайтесь там – реальная практика незаменима. Если же пока предложений нет, вы можете сами искать возможности подтянуть свой уровень квалификации. Это можно делать, читая профессиональную литературу, изучая рынок, посещая отраслевые конференции и мастер-классы, нарабатывая нужные навыки в обычной жизни, не связанной с работой, к примеру, помогая знакомым. Одно дело, когда кандидат на позицию в IT-службу на собеседовании говорит о том, что опыта у него нет совсем, только образование, и совсем другое – когда он рассказывает, как настроил компьютеры или создал сайты своим друзьям. Мечтаете стать PR-менеджером? Начните хотя бы писать тексты, пока ищете работу – потом этот навык очень пригодится. Ну и т.д.


И ещё. Ничто так не подкупает в начинающем специалисте, как его адекватность. Да, все HR-ры понимают, что он пока – «сырой материал», в него ещё вкладываться и вкладываться. Но, поверьте, компании, готовые это делать, есть, хотя их сейчас не так много. Им проще взять на работу совсем новичка, но с адекватными запросами и самооценкой (иногда – согласного на неоплачиваемую стажировку, чтобы иметь возможность проявить себя), чем готового специалиста, впитавшего в себя особенности чуждой им корпоративной культуры. Иными словами, научить с нуля легче, чем переучить. Помните об этом и будьте открыты новому, развивайте гибкость и восприимчивость.


Наконец, последний тип кандидатов – профессионалы, осознающие свою ценность и умеющие себя продать. Им, как правило, есть, из чего выбрать в плане предложений о работе. Поэтому совет тут можно дать только один – так держать и избегать «звёздной болезни», которая погубила немало карьер.


Если же вы при всех своих талантах и достижениях вдруг надолго оказались не востребованы работодателями, может быть, стоит всерьёз задуматься: о чём вам настойчиво сигналит внешняя среда? А нужна ли вам, собственно, работа по найму? Не пришло время самому себе стать работодателем?;)


Кстати, этот же совет можно дать и соискателям, считающим себя незаслуженно недоценёнными и обвиняющим в своих неудачах неграмотных эйчаров. Если вы настолько профессионально зрелы и самостоятельны, что не готовы играть по чужим правилам, подстраиваться под чьи-то необоснованные требования, почему бы вам самому не стать тем, кто эти правила создаёт?


Успехов вам в поиске себя и достойного места работы!

Галина Бобкова

Конструктор сайтов
Nethouse